Чемодан из парижской квартиры И.А. Бунина

В своих заметках «К моему литературному завещанию» Иван Алексеевич Бунин писал о том, что в его парижской квартире на рю Жак Оффенбах находился чемодан с русскими и иностранными рецензиями и статьями о его творчестве.

Рецензии и статьи о жизни и творчестве И.А. Бунина сегодня можно прочесть во многих книгах, сборниках, журналах, на сайтах.

На одном из стендов Книжных аллей на Малой Конюшенной я недавно увидел новую книгу Альберта Измайлова «Русские королевы Парижа. Этюды о конкурсе красоты «Мисс Россия» в эмигрантском Париже», СПб., 2020.

Организатором этого конкурса стал русскоязычный журнал «Иллюстрированная Россия», издававшийся в Париже в 1924-1939 гг. В то время во Франции обосновались и печатались в «Иллюстрированной России» многие русские литераторы: «королева русской юмористики» Н. Тэффи, и ее коллеги по петербургскому «Сатирикону», члены петроградского Цеха поэтов Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева и Н. Оцуп, главный редактор петербургского «Аполлона» С. Маковский и другие. Многие из них вошли в состав редакционной коллегии парижского журнала «Иллюстративная Россия», участвовали в организации и проведении конкурсов красоты. На берегах Сены трудились известные петербургские ученые С. Франк, Л. Карсавин, Г. Федотов и другие.

Редакция журнала стремилась привлечь к сотрудничеству «лучшие силы русской зарубежной литературы». На страницах журнала печатались произведения известных литераторов И. Бунина, А. Куприна, С. Черного, Б. Зайцева, А. Ремизова, И. Шмелева, М. Осоргина, И. Одоевцевой, Г. Иванова, В. Ходасевича, А. Толстого, М. Алданова, а также советских писателей и поэтов М. Зощенко, В. Катаева, И. Бабеля, В. Шишкова, С. Есенина, Б. Пильняка, К. Чуковского, В. Инбер, Ю. Олеша, М. Булгакова, К. Федина, Ильфа и Петрова и других.

В «Иллюстрированной России» были опубликованы рассказы Бунина «В некотором царстве», «Святитель», «Слепой», «Лапти», «Русак», «Книга» и другие. В новелле «Слепой» заложена глубокая философская мысль: равенство между людьми может быть только в мгновенья великих несчастий, в обыденности – его «не может быть, никогда не было и не будет».

Читая бунинские новеллы на страницах парижских газет, журналов, альманахов, мы обращаем внимание не только на содержание, но и на форму ритмического повествования. И это все вместе, содержание и форма новеллы, влияет на нас более глубокой, сдержанной трагедией русской жизни, этаким «переливом чувств».

В новелле «Несрочная весна» (Париж, 1924) есть любопытная философема, выстраданная самим Буниным: «…нет, прежний мир, к которому был причастен я некогда, не есть для меня мир мертвых, он для меня воскрешает все былое, становится единственной и все более радостной, уже никому не доступной обителью моей души… до чего я человек иного времени и века, до чего я чужд… всей той новой твари, которая летает по ней на автомобилях… Да. я чудом уцелел, не погиб, как тысячи прочих… Но что может быть у меня общего с этой новой жизнью, опустошившей для меня всю вселенную!».

В чем содержится «классицизм» прозы Бунина? Классическое начало в бунинской прозе проявляется в форме равновесия фраз, меры соразмерности текста, в ясности и простоте изложения. Перечитайте его рассказ «Последняя весна», (Париж, 1931) – это деревенские картинки мужицкого быта русской деревни предреволюционной бури: «Синеглазая Анютка, с полнеющей грудью под замшевой рубахой, работает с матерью за ткацким станком. Машка сидит у окна на лавке, прядет»; благолепный старик в церковном дворе уверенно говорит: «Погоди, и до царя дойдут. Что ж он весь народ на эту войну обобрал? Вот опять надо на Красную Горку рекрутов отправлять. Разве это дело? Вся Россия опустела, затихла!».

Бунин, оказавшись в Париже, писал все-таки больше всего не о его красотах, а о прошлой жизни в России.

Иван Алексеевич Бунин входил в состав редакции журнала «Иллюстрированная Россия», не раз бывал в составе жюри конкурса «Мисс Россия».

Однажды в хореографической студии ставили «Шопениану», в спектакле участвовала и Марина Шаляпина. Одетая во все белое, с венком на голове она выглядела привлекательно. Она была тоненькой хрупкой блондинкой с глазами василькового цвета. В тот вечер на спектакле присутствовали писатели И. Бунин, А. Куприн, художник К. Коровин. Они то и посоветовали организаторам конкурса «Мисс Россия» пригласить Марину. Она и стала победительницей конкурса «Мисс Россия 1931».

Бунин говорил: «Красивых женщин много, но прелестных своей милостью, как Марина, очень мало!».

В журнале «Иллюстрированная Россия» печатались рецензии Тэффи о книге стихов Бунина, Адамовича о бунинском романе «Жизнь Арсеньева», о книге Бунина «Божье дерево», о литературном вечере Бунина.

Можно сказать, что «бунинский чемодан» рецензий и статей о его творчестве пополнился еще одной интересной книгой. Она тематически многвекторна, многосюжетна, однако главное – в ней отражена насыщенная творческая жизнь русского эмигрантского сообщества, неразрывно связанная с Россией.

Евгений Демкин, член Союза писателей России