«О недосказанности вечной» Зои Бобковой

На весёлом ситце летнего платья обложки поэтической книги Зои Бобковой написано – «О НЕДОСКАЗАННОСТИ ВЕЧНОЙ».

Ещё не раскрывая книгу, я подумала: «О чём это поэтесса не досказала?». И тут же мне представилось, что, пока жизнь длится, можно много о чём не досказать. Например, о том, что нынешний рассвет необыкновенно хорош, как никакой и никогда прежде, а их было уже позади достаточно. И, правда, именно этот рассвет, действительно, неповторим. И останется таким навсегда, если поэт вберёт его в себя, ощутит, как что-то особенное, а рассвет останется в стихотворении. Очарование окружающим миром поэт всегда носит в своей душе.

* * *
Земная твердь, земная благодать,
Непредсказуемые голоса рассвета,
В дремоте появляется опять
Лето.
И паутинкою сверкнёт в ветвях,
Пронзённых солнечным горячим светом,
И на мгновенье очарует взгляд
Поэта.

Идя по улицам Гатчины или Петербурга, любуясь красотой садов и парков, любуясь восходом или закатом, Зоя Бобкова увидев что-то такое, ею одной отмеченное, напишет стихотворение, в котором поведает о ещё недосказанном ею. Очарование жизнью, окружающим её миром в новой книге стихов Зои Бобковой нарастает с каждой страницей:

* * *
Сегодня вечер был особенно приветлив –
Шептались меж собою фонари,
Качались очарованные ветки
И сказывали мне: «Заговори,
Весь мир заговори от боли и разлуки,
От не прощёных слов и злых речей,
От мутной и бездонной скуки,
От одиноких и удушливых ночей».

Лирическая героиня поэтессы непременно найдёт выход своему сердцу и заговорит о любви. В первом же стихотворении первого раздела сборника «И я бы радугой взошла» – читаю:

* * *
И зазывает вновь испробовать
Чудачества любви беспечной
И разговор вести эзоповский
О недосказанности вечной.

Это четверостишие говорит о уже пережитом женщиной и названном чудачествами любви. Но вечная недосказанность не даёт покоя. И мало того – ещё есть желание поговорить с избранником на эзоповском языке.

«Возможно, она ещё вернётся и к ранее пережитому, и посмотрит на пережитое под «другим углом зрения»? Это ведь тоже интересно», – подумала я.

А вот он – и другой угол зрения о пережитом когда-то:

* * *
С ним бы рядом стало мне спокойнее,
И уверенность вернулась вновь,
И не мучили бы мысли вздорные.
Может, и не так плоха любовь?

И зазвучал… романс Глинки «Сомнение» – «Уймитесь, волнения страсти…» В чём только не сомневается думающий человек?.. А уж в любви!..

Хочется пофилософствовать – поразмышлять и поискать ответ:

«Сомнение» – философская ли категория? В философском словаре – предполагающее критическое мышление и является одной из ступеней познания, способом самоопределения.

* * *
Вновь наперёд я ничего не знаю…
Не раз уже, зависимость кляня,
Тебя, как чудо, я воспринимаю
И чувствую, оно не для меня.

«Любящие часто сомневаются в том, во что верят более всего» (Стендаль), «Когда сомневаетесь, говорите правду» (Марк Твен) – как это верно.

Лирическая героиня Зои Бобковой тоже высказалась о сомнении. Сомнения её мучили и мучают, но: «Чем неоправданней, тем глуше звук сомнений…», – говорит разум. И с ним, разумом, трудно бороться.

* * *
Когда я вспоминаю, как нечаянно
Прикосновение твоё
Мне возвращает изначальный
Полёт в слепое бытие,
Я вздрогну, как листок на ветке,
Завихренный дождливой мглой,
И только радуюсь, что редко
Встречаюсь взглядом я с тобой.

Когда возникают сомнения? Действительно, когда особенно сильно хочется высказать то, что хочется. У поэта большая ответственность перед читателем, потому что стихи читают, чтобы поднять настроение, обрести веру, набраться жизненного опыта и мудрости.

Поэзия – это игра ума и звон сердца. Не всегда можно разгадать, что же хотел сказать поэт. Мне кажется, что недосказанность и порождает сомнения – эти чувства и слова очень близки.

* * *
Что-то чудится в липком тумане
Недосказанных обобщений
И теряется в гиблом обмане
Суть невыясненных явлений.

«Недосказанность» (в словарях) – незаконченное высказывание, недомолвка, умолчание и ещё очень странное (на мой взгляд) – фигура умолчания.

С поэтессой, членом Союза писателей России, Зоей Бобковой я познакомилась в июне 2000 года в селе Рождествено – набоковском лукоморье. В течение трёх лет мы летом там встречались и принимали участие в проводимых сотрудниками музея праздниках и встречах с читателями в сельской библиотеке.

Дружба наша и творческое сотрудничество продолжились уже в Санкт-Петербургском доме писателей. В 2013 году я издала книгу «Зоя Бобкова и её «путь-дорожка от Харбина». В ней я написала и о нашем знакомстве в Рождествено, о её поэтическом творчестве, о её прозе, уделив особое внимание роману-эпопее «Полёт сквозь бездну».

Зоя Степановна много лет живёт в Гатчине, в городе, ставшем ей родным. Об этом живописном уголке земли русской она много писала и продолжает писать, как о недосказанности вечной. З. С. Бобкова – редактор газеты «Приневский край», первым редактором которой в 1919 был А. И. Куприн.

В сборнике стихов «О недосказанности вечной» Зоя Бобкова продолжает пересказывать и досказывать о своём Приневском крае, о природе, с которой тесно связаны её душевные переживания:

В парке

Наш парк готовится к зиме –
Укуталась земля листвою,
И ветер в смелой кутерьме
Шальною занялся игрою.

То он крадётся по кустам,
Листы последние срывая,
То вверх столбом уйдёт, а там…
Куда-то выведет кривая.

На порыжевшую скамью
Присядет он со мною рядом,
Его я вольно обниму,
Хоть он невидимым нарядом
Себя окутал и тотчас
Готов опять шалить, скандалить,
А я ему в ответ, смеясь:
«Ты не забудь наш парк прославить».

Опавшей листве

Под ноги брошены охапки
Отжившей красоты,
Хотелось бы их не запачкать –
По воздуху пройти.

Не тронуть грязною подошвой,
Пускай лежат и спят,
И только снег их припорошит,
Одев в другой наряд.

И по-прежнему переплетаются увиденные, прочувствованные природные явления с душой поэтессы и недосказанной любовью:

* * *
Какой душистый вечер!
Сиреневый закат.
Не хочется перечить,
Здесь необычный сад.

Но убегают сутки,
Как поезда, гремят.
С любовью плохи шутки –
Не повернуть назад.

Но оглянуться можно,
И в дали навесной
Украдкой, осторожно
Увидеть облик твой.

Многие стихи Зоя Степановна начинает с подмеченного ею состояния природы схожего с её состоянием души, а значит и с содержанием стихотворения:

«День, как вылупившийся птенец,/Любопытен и неиссякаем…»; «Сегодня вечер был особенно приветлив,/Шептались меж собою фонари»; «День разрумянился, весел,/Взгляд расширяет предел»; «Горемыка-ветер заблудился в соснах»/; «Мороз скрипит немазаной телегой»/; «Уютным вечером стихает шум в округе,/Разглаживая лики облаков»; «Месяц вынырнул осколком/ Из нагроможденья туч»; «Луна обломилась, и воет метель»; «А месяц, верный сторож ночи,/Посмотрит зорко свысока»; «Бесшумно, летучею мышью/Скользнул надо мною рассвет»; «На подходе месяц март,/Блудный месяц и блаженный…»; «Междоусобица горластая/Весенний воздух опьянила»…

Поэзия Зои Бобковой развивалась год от года, крепла и набирала силу. Зоя Степановна любит жизнь, хотя и не смотрит на неё сквозь розовые очки. Так же она смотрит и на влюблённость:

* * *
От тебя не спрятаться нигде,
Не отгородиться расстояньем,
И послушно я иду к беде
К противостоянию.

И как все поэты Зоя Бобкова находила и находит исцеление в природе.
Многое осталось за пределами этого моего краткого отклика на книгу: Зоя Бобкова. О недосказанности вечной. Книга лирики. – Санкт-Петербургское отделение общероссийской общественной организации «Союз писателей России» / ИД «Петрополис». – 270 с.

Очень приятно, что издание книги выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга.

Надежда Перова,
член Союза писателей России