Не перестаёт удивлять

Дневник «Мои писательские каникулы «Лето 2020» продолжает пополняться – листаю, конспектирую и делюсь впечатлением о великолепно изданном альбоме: Соловьёва Т. А. Юсуповы, их дворцы и коллекции [Текст]/ Соловьёва Т. А. – СПб.: «Издательство Крига», 2018.

Это один из моих долгов – не успеваю своевременно откликаться на полученные в дар книги от писателей-коллег.

Да, не перестаёт удивлять Татьяна Алексеевна Соловьёва своими издаваемыми  много лет исследовательскими работами по наследию, оставленному нам  во всех областях культуры XVIII – XX веков создателями уникального города Санкт-Петербурга.

У петербуржцев давний интерес к старинным дворцам и зданиям и их жильцам.

И эта книга Т. А. Соловьёвой позволяет ещё раз убедиться в том, что такое любовь к своему городу и его памятникам культуры писательницы, коренной петербурженки.

Литературно-краеведческая деятельность члена Союза писателей России, Татьяны Алексеевны Соловьёвой является научно-исследовательской деятельностью по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование исторических сведений, литературно-публицистических источников, архивных документов, адаптированных для широкой читательской аудитории.

Кто не представит при упоминании фамилии «Юсуповы» портрет работы Валентина Серова «Княгиня Зинаида Юсупова»? И кто не бывал во дворце работы архитектора Валлен-Деламота на Мойке? Кто не восхищался камерным залом домашнего театра Юсуповых?… «Кое что знаем. Читали. Бывали.», – скажет каждый образованный сегодняшний петебуржец.

А вот Татьяна Алексеевна Соловьёва о дворцах и коллекциях Юсуповых – знает всё! Или почти всё. И она не просто описывает увиденное – она исследует, проникает в суть сотворённого и сотворившего, и в суть того, кто сохранил это великолепие для нас, живущих уже в XXI веке. «Суть» – самое главное и существенное в чём-либо. Наш современник Борис Пастернак это хорошо обосновал в своём стихотворении:

*  *  *

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поиске пути,
Сердечной смуте.

Великолепное стихотворение. Советую освежить его в памяти. С удовольствием перечитала, когда  мысленно искала подходящее определение для писательской особенности Татьяны Алексеевны Соловьёвой в работе над своими изысканиями.

Это не просто путеводители по набережным рек, каналов, улицам, площадям Санкт-Петербурга, Москвы и подмосковья с великолепными дворцами и музеями – это их одушевление душами людей – людей умных, талантливых – созидателей. Это и бытописание на уровне художественных произведений – «Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…».

Татьяна Алексеевна пишет в главе «О главном столичном доме Юсуповых (наб. Мойки, 94):

«Порой мне кажется, что старинные дома – своеобразные живые существа, излучающие особую, только им свойственную энергию, которая заключает в себя, судьбы и вкусы живших в ней людей. И чем интереснее были их владельцы и жившие в них люди, чем талантливее были архитекторы, создавшие эти дома, чем больше было связано с ними всевозможных легенд и историй, тем сильнее воздействие таких мест на людей»

Подтверждением этого высказывания является глава «Имение Архангельское», которое не раз посетил А. С. Пушкин и дружески общался с его хозяином Н. Б. Юсуповым, несмотря на огромную разницу в возрасте и положении.

Поэт, конечно же, не остался к Архангельскому равнодушным. В тридцатом номере «Литературной газеты» за 1830 год появилось стихотворение

«К вельможе», в котором передан не только дух екатерининского времени, но и описана архитектура имения, гармонично вписанная в природу и скрытый смысл в названии стихотворения при всей его благожелательности. Юсупов Пушкиным воспринимается в качестве великолепного и уже редкого образца личности, созданной определёнными условиями в определённую эпоху.

«Приглашение в Архангельское, – пишет Татьяна Алексеевна, – свидетельствовало о чести, которой удостаивался далеко не каждый».

Невольно думаешь о богатстве и избранности одних, и нищете и обездоленности иных. Но эта книга не о социальных проблемах в обществе во все времена, а об оставшихся нам всем в наследство шедеврах культурной жизни предков – да, тех, которые имели такую возможность по рождению или как награду за служение царю и отечеству.

Но ведь создавали шедевры архитектуры, скульптуры, живописи не князья.

Поэтому Т. А. Соловьёва это подчёркивает в главах альбома: «Архитектор А. А. Михайлов 2-й» и «Интерьеры дома, созданные Михайловым». И в книге своей она проведёт читателя по анфиладам парадных гостиных:

«Пройдём через длинный ряд открытых гостиных залов, представляющих раззолочённые и украшенные живописными арабесками плафоны, паркеты, набранные из разноцветных пород дерева, драгоценные бронзы, огромные фарфоровые вазы, пестреющие золотом и прелестной живописью, шёлковые занавески из богатейших тканей.» А в танцевальном зале: «…свечи горели гирляндою в два ряда вокруг стен и тройным лучезарным венком на огромной блистающей золотом люстре. Раззолочёные плафон и карнизы выказывались во всём великолепии. Зала была облита светом».  И так далее –  в столовую залу (Банкетный зал) блестящий серебром и золотом приборов.

Глава «Архитектор А. А. Степанов (1856 – 1911)» насыщена и содержанием и иллюстрациями. Под его руководством переделки «становятся самыми значительными  работами в доме с момента его создания» – дворец полностью был реконструирован. Интересны письменные доклады-отчёты Степанова хозяевам дворца, всё же исполненные большим чувством достоинства мастера своего дела.

Не могу не процитировать строки, говорящие о возможностях Юсуповых удовлетворять всевозможные свои прихоти и фантазии:

«В Римском зале руками русских мастеров по рисункам А. А. Степанова создаётся и устанавливается мраморная лестница, ведущая в театр. С ней до недавнего времени связывали предание, согласно которому однажды в Италии Юсуповы, проходя мимо одной из вилл в окрестностях Рима,  увидели, что она продаётся. Им особенно понравилась лестница. Юсуповы купили виллу, но вывезли только лестницу – всё остальное оставили. Создатель лестницы, ведущей в театр, сейчас известен,  а легенда, скорее всего,  относится к главной лестнице дворца, и в самом деле привезённой из Италии – тем более, что из документов известно, что одновременно с ней прибыло и много других произведений искусства, в том числе камин, находящийся в Римском зале».

К А. А. Степанову у Татьяны Алексеевны особое отношение  – и в качестве Приложения в альбоме есть глава «Как я вернула из забвения русского архитектора А. А. Степанова», которая является рассказом о её научной-изыскательской работе и является настоящим открытием.

Альбом иллюстрирован портретами талантливых живописцев, оставивших нам образы людей ушедших времён: «Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламонт» (худ. неизвестен), «Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова» (худ. Ж. Л. Монье),

«Князь Николай Борисович Юсупов» (худ. Г. И. Новиков), «Княжна Евдокия Борисовна Юсупова» ( худ. Г.  И. Новиков), «Прасковья Павловна Юсупова (урожд. Щербатова) (худ. К. К. Фогель) и общеизвестные  два портрета– «Феликс Феликсович Юсупов»  и «Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова»  (худ. В. А.  Серов), «Портрет княгини З. Н. Юсуповой» (худ. Ф. Фламенг) и ( два портрета «Княгиня Т. А. Юсупова» (худ. Ф. Винтерхальтер).

Хочу обратить внимание на главу «Татьяна Александровна Юсупова», в которой представлены эти два портрета. Т. А. Юсупову «…по какой-то причине некоторые современники причисляли к обществу феминисток», –  пишет Татьяна Алексеевна Соловьёва.

В главе, которую Т. А. Соловьёва назвала заключительной «Где разум с красотой блистает», есть ещё один замечательный портрет Татьяны Александровны Юсуповой неизвестного художника.

Главы я, конечно, пересказывать не буду. Но ещё раз подчеркну, что одушевление дворцов людьми и их судьбами делает этот красочный альбом познавательной художественно-документальной книгой. Как я уже писала, Татьяна Алексеевна много работает в архивах, где писательница добывает, как рудокоп, ценные малоизвестные широкому кругу читателей сведения о персонажах своих книг: кто жил, как жил, с кем жил?.. И иногда с «пикантностями». Ведь интересно?

Надежда Перова,
член Союза писателей России