Союз писателей и Совет молодых литераторов на Книжных аллеях

В предпоследний день лета в Петербурге, на Малой Конюшенной, семь поэтов — Роман Круглов, Елена Иванова, Елизавета Клейн, Екатерина Огарёва, Кира Османова, Екатерина Барбаняга, Артём Горшенин — читали стихи в рамках проекта Книжные аллеи. Совет молодых литераторов Санкт-Петербурга завершал воскресную программу.

Первым на сцену поднялся Роман Круглов. Он рассказал публике, которая часто на подобных мероприятиях состоит не только из профессиональных авторов, что такое Союз писателей России, как и зачем создавался Совет молодых литераторов Санкт-Петербурга и какую роль эти организации играют в современном литературном процессе. Нельзя не признать, что устная визитка от секретаря Союза вышла впечатляющей — после выступления Роман долго отвечал на вопросы заинтересовавшейся молодёжи. Отрадно наблюдать возрастающее количество именно молодых слушателей на поэтических концертах. Роман Круглов и Елена Иванова читали не только стихи собственного сочинения — коллеги начали с текстов своих любимых, известных и не слишком, поэтов и обратились к аудитории с предложением угадывать авторов: в ходе игры самую высокую активность и эрудицию продемонстрировало как раз «племя младое»!

Выступление длилось час, в течение которого каждый из «великолепной семёрки» вышел на сцену дважды, тем самым задавая определённую динамику общему поэтическому повествованию.

Дождь в тот день пощадил только читающих в финале — ненадолго перестал идти за несколько минут до семи. Однако удивило, если не сказать — изумило, отсутствие крыши над сценой, хоть какого-то, пусть символического, навеса. Состоявшись вопреки всем перипетиям тревожного две тысячи двадцатого, Аллеи оказались больше осенними, чем летними. А вода с неба — не редкость в Петербурге в это время (ни в какое время, если быть справедливым). Да, молодые литераторы спустились со сцены сухими и невредимыми — но их коллеги, которым повезло меньше, жонглировали микрофоном и зонтиком, при этом умудряясь удерживать внимание желающих услышать живое качественное выступление. Да, мероприятие прошло не без зрителей — но их появилось бы гораздо больше, если бы людям было где укрыться от непогоды (садиться на мокрые скамейки тоже не представлялось приятным).

Хотелось бы отметить конферанс Артёма Горшенина. Артём мастерски владеет жанром, нередко трудно дающимся сосредоточенным на себе поэтам. Стиль ведущего, который может быть определён как «полнокровно интеллектуальный» и «контрдекадентский», немало способствовал тому, что к концу программы слушателей стало едва ли не больше, чем в начале.

Поэты превращаются в артистов, примеряя различные образы: взыскательный Мефистофель Роман Круглов; будто вышагнувшая из иллюзии о Петербурге Елена Иванова; продолжающая ткать материнско-дочерний миф Елизавета Клейн; Екатерина Огарёва, которая единственная могла бы заставить Одиссея не возвращаться на Итаку; утренняя вещая Сирин Екатерина Барбаняга; председательствующий декамеронова дня Артём Горшенин.

Опыт такого чтения оказался важен не только слушателям, но и авторам — как возможность переосмыслить собственные тексты, читая их на сцене, с которой открывается один из красивейших видов в мире — на распахивающий свои знаменитые объятия Казанский собор.

Кира Османова