Поэзия Сергея Есенина в музыке

(к 125-летию со дня рождения поэта)

В этом эссе я хотел бы обратиться к той грани творчества поэта Сергея Есенина, которая сравнительно мало исследована специалистами-литературоведами и поклонниками таланта этого «самородка» земли русской. Я говорю о поэзии Есенина в музыке. Ведь музыка, песня всегда шли по жизни вместе с ним – с самых ранних лет его в родительском доме и до кончины поэта. Его стихи необычайно лиричны и музыкальны, что не могло не тронуть сердца многих композиторов и певцов, дать этим произведениям музыкальную жизнь.

В доме родителей, по воспоминанию Есенина, часто пели, играли на музыкальных инструментах, в основном на маленькой гармошке – «тальянке». «К стихам, – говорил он, – расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Запоминал песни, особенно частушки, любил фольклор, прежде всего музыкальный. Часто у нас дома собирались слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе… Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные».

Такая музыкальная среда и такое воспитание не могли не сказаться на формировании музыкальной культуры поэта, постепенном приобщении его к более серьёзной, к классической музыке. По воспоминаниям сестры Екатерины, Сергей, проживая в Москве, посещал Большой театр, а после представлений «ещё долго напевал услышанные мелодии». Наверное, его внутренняя натура требовала от поэта, чтобы его стихи отличались напевностью и размерностью. А вместе с любовью в них к Родине, природе, вместе с какой-то особенной, есенинской, лиричностью, как магнитом, притягивали композиторов, музыкантов к тому, чтобы они писали достойные мелодии, а певцы, в завершении, давали стихам новую жизнь.

С. Есенин был одним из самых любимых поэтов композитора Георгия Свиридова – прежде всего по духовному и философскому складу, любви к природе, Отечеству. На стихи Есенина Георгий Васильевич написал свыше пятидесяти музыкальных произведений – сольных и хоровых. Как рождались мелодии композитора на есенинские произведения? Вот что говорил об этом сам Свиридов: «Я однажды шёл – под Звенигородом это было…  –  и меня как молнией вдруг ударило, и вся музыка поэмы памяти Есенина у меня в голове зазвучала – я побежал домой и просто записал её подряд. Как это объяснить? Я её не сочинял – она сама мне явилась…» Спустя годы, стало ясно, что «Поэма памяти Сергея Есенина» для Свиридова и вообще для советской музыки стала этапным произведением. Об этом можно писать и писать, но  я хотел бы вспомнить о другом произведении композитора – о его песне на есенинское стихотворение «Зелёная причёска».

Много лет моя память хранит исполнение этой мелодии в Большом зале Ленинградской филармонии. В концерте её пел народный артист СССР Сергей Лемешев. (Как я был тогда счастлив – купил с рук билет!) Любимец миллионов, особенно женщин, Сергей Яковлевич исполнял эту песню с каким-то особенным лиризмом, тепло, душевно, по-есенински вдохновенно

Зелёная причёска.
Девическая грудь.
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?..

О Есенине и Лемешеве хотелось бы сказать ещё несколько слов. Они внешне и по складу своего дарования схожи. Прежде всего их роднит грустно-ласковые напевы русской песни и страстная любовь к русской деревне, природе, родному Отечеству. Как и Есенин, Лемешев воспевал свою Родину – в своих песнях: «Россия вольная, страна прекрасная…» Всем своим творчеством он делал это, как бы отвечая на стихи С. Есенина:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть Земли
С названьем кратким «Русь».

Когда Сергей Яковлевич поёт русские песни и романсы, прежде всего Г. Свиридова, я вспоминаю Есенина. В тембре его голоса, красивом, серебристом, задушевном, я слышу голос поэта – о деревне, природе, любви. И наоборот: когда читаю Есенина, слышу голос Лемешева, в котором та же любовь и искренность, а также  лиризм, чувство меры, отсутствие всякой манерности и внешних эффектов. Конечно, всякие сравнения условны, как говорится, «хромают», тем не менее они необходимы, чтобы глубже понять сущность одного и другого таланта.

Теперь позволю себе обратиться ещё к двум авторам – композитору Владимиру Юровскому и певцу, народному артисту СССР, Ивану Козловскому. У Владимира Михайловича не столь много песен на стихи С. Есенина. Наиболее известны «Голубая да весёлая страна», «Я по первому снегу бреду», «Ты поила коня». Существуют их аудиозаписи. К сожалению, по радио и телевизору они звучат крайне редко. Когда-то их пел И. Козловский. Иван Семёнович Козловский как и Сергей Яковлевич Лемешев – два самых выдающихся певца прошлого. Слушать их Есенина – огромное удовольствие. Оба – лирические тенора, красивые голоса. Но Козловский более эмоционален, иногда его исполнение – на грани строгого музыкального вкуса, особенно в зарубежном репертуаре. Готовясь к написанию этого эссе, я ещё раз прослушал все три упомянутые песни:

Голубая да весёлая страна.
Честь моя за песню продана.
Ветер с моря, тише дуй и вей –
Слышишь, розу кличет соловей?

Слышишь, роза клонится и гнётся –
Эта песня в сердце отзовётся.
Ветер с моря, тише дуй и вей –
Слышишь, розу кличет соловей?..

Не менее лиричны, одухотворённые любовью к природе следующие слова другой песни:

Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю – то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может, вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз.
Так и хочется к телу прижать
Обнажённые груди берёз…

Тут мне хотелось бы, но только бегло – иначе не позволяет краткий объём эссе – назвать некоторые другие стихи С. Есенина, ставшими песнями или романсами, а также композиторов и исполнителей. «Письмо матери» Василия Липатова. Её пели Вадим Козин, Клавдия Шульженко, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Александр Малинин и другие. (У каждой песни, чаще всего, было много исполнителей). Композитор Григорий Пономаренко написал музыку на стихи «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова» – любимые песни многих вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей.

К творчеству С.Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»). С музыкой Алексея Карелина стали знаменитыми песни «Цветы мне говорят — прощай», «Черёмуха душистая», «Вот оно — глупое счастье». Аркадий Северный включал в свои выступления романсы «Ты меня не любишь», «Белая свитка и алый кушак», «Вечер чёрные брови насупил». На музыку Александра Вертинского Алексей Покровский исполнял «Последнее письмо»…

На стихи С.Есенина много пел Дмитрий Хворостовский. Здесь главное место в репертуаре певца было отведено вокальному циклу Г.Свиридова «Отчалившая Русь».

Хочу сказать несколько добрых слов о народном артисте СССР Евгении Нестеренко, который включал в свои концерты песни на стихи С.Есенина. В своей книге «Размышления о профессии» он тепло отзывается о С.Есенине и Г.Свиридове.

Среди исполнителей, безусловно, достойное место принадлежит народному артисту СССР Иосифу Кобзону. Он один из тех певцов, в репертуаре которого огромное количество песен есенинской темы. Однажды, выступая с концертом перед земляками поэта в Рязанской области, он сказал: «Сергей Есенин – мой любимый поэт. У меня много песен на его стихи».

Строки С.Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении – Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза»), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая»).

Песни на стихи С.Есенина исполняют сегодня новое поколение певцов, некоторые драматические актёры: Олег Погудин, Стас Михайлов, Вика Цыганова, Земфира, Елена Ваенга, Прохор Шаляпин, Сергей Безруков, Дмитрий Харатьян, различные рок-группы и вокально-инструментальные ансамбли.

Всего же на стихи Сергея Есенина было написано около трёхсот музыкальных произведений – песен, романсов, хоровых. Завидная статистика для поэтов!

И последнее. Кого бы мне хотелось слушать из исполнителей песен и романсов на есенинские стихи (не только есенинские)? Это певцов уровня Сергея Лемешева и Ивана Козловского – вокалистов не только с хорошими голосами, но и с высоким художественным интеллектом, художественным умом. Когда таких, как поэт С.Есенин, композитор Г.Свиридов, певцы С.Лемешев и И.Козловский, родит русская земля, – знать никому не дано.

 

Булгаков Вячеслав, член Союза писателей России