«Лучами красит солнышко стальное полотно…»

(Ко Дню железнодорожника)

Ежегодно в первое воскресенье августа Россия отмечает День железнодорожника. Здесь бы я хотел пояснить читателю: почему решил написать очерк на эту, возможно не столь популярную, тему. Во-первых, потому что этот праздник, хотя и профессиональный, однако по сути затрагивает жизнь едва ли ни каждого человека в нашей стране. Есть такая статистика: в среднем ежегодно российские железные дороги за год перевозят около одного миллиарда трёхсот миллионов пассажиров. Применительно к каждому жителю России это примерно девять поездок в год. Но железная дорога перевозит ещё и сотни миллионов тонн груза. Она является главной транспортной системой, связывающей воедино огромную страну. Во-вторых, затронутая тема, как мне представляется, не достаточно полно отражена в нашей художественной литературе. Хотелось бы поговорить, пусть и предельно кратко, на эту тему. И в-третьих, я по первоначальной своей специальности инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Окончил в 1963 году Институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Государственный университет путей сообщения), четыре года труда отдал железной дороге. И мне по-прежнему дорого всё, что связано с этой профессией.

Продолжая свой рассказ, хочу прежде всего назвать одно из первых произведений, посвящённых железной дороге, а, может, первое: «Попутная песня» Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника. Любопытно, что сначала композитор написал мелодию в цикле «Прощание с Петербургом». Потом на эту мелодию поэт Н. Кукольник, с которым М. Глинка был дружен, написал стихи (паровоз здесь называется пароходом). Это было в 1840 году:

«Дым столбом – кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует весь народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: “Как долго, как долго!”

Не воздух, не зелень страдальца манят, –
Там ясные очи так ярко горят,
Так полны блаженства минуты свиданья,
Так сладки надеждой часы расставанья».

Несколько слов об истории праздника. Своими корнями он уходит в годы, когда только появились железные дороги. В царской России во всех отраслевых учреждениях железной дороги он был выходным. По этому случаю устраивались гулянья, праздничные чаепития, концерты и прочее. В зале Павловского вокзала Царскосельской дороги, первой в России (1837 год постройки), организовывался ужин с концертом.
В годы после Октября 1917-го об этих традициях на время забыли. Но о них вспомнили в 1935 году. Праздник стали называть Всесоюзным Сталинским днём железнодорожников. Но через несколько лет имя Сталина из названия праздника убрали. И его было решено отмечать в первое воскресенье августа.
В середине и второй половине 19-го века, в годы бурного строительства железных дорог в России и в других странах, эта отрасль считалась едва ли ни самой престижной. Но труд был тяжёлый, особенно при строительстве дорог. Кто из нас, людей прежде всего старшего поколения, воспитанных советской школой, не читал обличительную поэму Николая Некрасова «Железная дорога»? Её в прежние годы «проходили», отрывки учили наизусть. Вспомним хотя бы несколько строк этого замечательного произведения русской поэзии 19-го века :

«…Он-то согнал сюда массы народные,
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! Восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стёкла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!..»

Много лет прошло с тех пор. Столь бурного строительства железных дорог уже нет, как нет и «гробов» строителей, и «толп мертвецов». Не было их и на строительстве Байкало-Амурской магистрали в не столь отдалённом прошлом. (Несмотря на суровые природные условия Сибири). И в наше время, когда возводилось творение, ставшее транспортно-дорожным чудом, – Крымский мост. Лишь нелепая случайность на строительстве моста явилась причиной единственного несчастья со смертельным исходом одного из рабочих.

Касаясь литературы о железной дороге, следует справедливо заметить, что какое-то внимание писатели уделяют этой теме. Пишут прозаические произведения, стихи, очерки, эссе, публицистические статьи. Организуются даже литературные конкурсы. Второй год «Литературная газета» при поддержке ОАО «Российские железные дороги» проводит конкурс «Золотое звено», который посвящён 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. «Золотое звено» – художественный образ железнодорожных магистралей со всем тем, чем наполнена их жизнь, труд железнодорожников: строителей, путейцев, машинистов, электриков, связистов, вагонников, проводников, работников станций, вокзалов и депо. Это и образ пассажиров с их путешествиями, романтикой встреч и расставаний. На конкурс, по данным его организаторов, поступило 850 работ в номинации проза, поэзия, публицистика. В этом конкурсе участвуют и литераторы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, среди которых поэты Владимир Шемшученко, Владимир Симаков и я – прозаик Вячеслав Булгаков.

Вот небольшое стихотворение В. Шемшученко – добрые слова о «поезде-трудяге»:

«Поезд-иголка сшивает пространство,
Тянет вагонов весёлую нить.
Рельсы стальные – само постоянство! –
Всё они могут соединить:
Преодолеют и реки, и горы
В мирное время и на войне…
Поезд-трудяга сшивает просторы
И не даёт развалиться стране!»

Мне по душе и стихотворение В. Симакова – «Дорога никуда», в которой правда нашей жизни. В нём гордость, но и грусть и тоска:

«Комсомольская стройка –
Тайшет – Абакан –
Не сдавалась ты стойко
Всем таёжным ветрам.

Закалённее стали
Люди здесь, как всегда:
Тридцать лет пролетали
По путям поезда.

А потом получилось
Так, что сходят на нет
Трассы гордость и сила –
Абакан и Тайшет.

Остаются на склонах
У железных путей
Без истерик и стонов
Сотни русских людей,

Что дорогу мостили
Через топи болот
И уверены были:
Грузы Родина ждёт.

А теперь лишь вагончик
С тепловозом ползёт,
Скоро вовсе закончит
Развозить он народ.

Так однажды нечаянно
Показал вдруг экран
Нам дорогу отчаяния –
Тайшет – Абакан.

Вся Россия похожа
На дорогу в Тайшет:
Ждём на станции тоже,
Только поезда нет».

Предлагаю читателю отрывок из своего рассказа «Поезд идёт на Восток». Писатель Степанов устраивается в вагоне на ночь. «Наступили сумерки. С северо-запада потянулись облака. Через полчаса, они загромоздили небосклон, потом превратились в чёрную тучу, зловещим шлейфом волочившуюся от горизонта. Крупными каплями, словно град, в окно застучал дождь, мгновенно всё затуманилось, померкло. Раздались первые отдалённые раскаты грома, за которыми последовали другие. Молнии и громовые удары, ливневый дождь превратили всё, что было за окнами поезда, в сущий ад. А поезд спешил дальше, на Восток, посылая в вечернюю грозовую мглу тоскливые гудки. Степанов лёг на свою полку в надежде уснуть. Но мысли, наплывавшие одна на другую, нестройные, горькие о том, как жить, что делать для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, что и как должен он писать, не давали ему покоя. Вспоминал своё детство. Только поздней ночью, почти под утро, он смог забыться и заснуть. Но сон был неспокойным. Его стали одолевать близкие и милые сердцу образы из далёкого прошлого. Он увидел себя ребёнком. Было ему тогда лет шесть-семь, вместе с родителями и старшей сестрой ехал в столицу. На ночь устроился на верхней полке, предназначенной для багажа. Заснул и чуть не свалился на пол. Сестра, на средней полке, увидела его, свисающего ногами, сообразила, что братец падает, изловчилась, обхватила его обеими руками, и они оба удачно упали на ноги, избежав ушибов и травм. Ещё он вспомнил задушевную лирическую песню, которую в годы его детства и юности, исполнял замечательный советский певец, любимец миллионов, Сергей Яковлевич Лемешев:

«Лучами красит солнышко стальное полотно,
А я смотрю без устали в вагонное окно.
Леса, равнины русские, пригорки да кусты,
Платформы деревянные, железные мосты.
Любимая, знакомая, широкая, зелёная,
Земля родная – Родина, привольное житьё…»

Песня на музыку Исаака Дунаевского и стихи Сергея Васильева весёлая, жизнеутверждающая. Она не только о железной дороге. Она о стране, Родине! Глубоко патриотическая!

Побольше бы сегодня добротных, художественно ярких произведений литературы и искусства о железных дорогах, тружениках стальных магистралей. Об Отечестве, простых людях, создающих истинные, а не мнимые, общественные ценности.

Всех прочитавших этот очерк поздравляю с Днём железнодорожника!