Слово, прорастающее образами бесконечного бытия

(О кн. «Сергея Николаева «Искусство плыть на встречный ветер».
7 книг в одной книге. СПб., 2018)

«Искусство плыть на встречный ветер» Сергея Николаева – объединяющая книга лучших стихотворений за всё время его творчества, состоящая из семи разделов с книгами, уже выходившими в малотиражном виде и издававшимися за счёт автора, но со стихами существенно изменёнными: «Мутанты», 1994, «Зомби Сената и Синода», 1996, «Вольный Крест», 1999, «Царь в голове», 2000 и на DVD-R – «Искусство плыть на встречный ветер», 2005, «Старых слов новобранец», 2007 и «Театр других «Я», 2007-2017. Уже их простое перечисление напоминает поэтические произведение. Нашему воображению представятся персонажи с сильными изменениями, находящихся в сложных отношениях с миром, но выбирающие свой индивидуальный путь. Имеющие некий центр в своём сознании, преобразующий минусы противоборствующим им стихий в энергетические плюсы. При новой борьбе с судьбой традиционно выживающие в многогранности мироздания. И прочтение текстов утверждает нас в правильности первичного впечатления.

Поэт работает в разных темах: Наука и Природа, Война и Любовь, Богатство и Бедность, История России и Мировая культура… А его увлечения всевозможными методами и направлениями позволили ему создать свой оригинальный и стремящийся к всеобъемлемости «стиль стилей», который является не самоцелью, но лишь средством для существования галереи лирических героев. Это пожарники и космонавты, цари, фрейлины и клоуны, инопланетянки и энтомологи, то существующие автономно, то являющиеся по сути аватарами автора. И все они ищут смысл бытия, или играя в театре посюсторонней жизни, или погружаясь в бездонность потустороннего, иди же в гармонию того и другого для поиска смысла Космоса человеческой души.

Слово Сергея Николаева проникающего, связующего свойства, проницая быт, оно прорастает образами бесконечного бытия.

Звёздною иглою для татуировок
Строгих и научных, как заведено,
Выколят на сердце: «Вначале было слово,
Солнечное слово, ярое вино…»

Почвенность и «всемирная отзывчивость» – питают поэта, автора книг в разных жанрах, многочисленных публикаций в журналах, альманахах, поэтических сборниках. На протяжении десятков лет его творчество – предмет интереса читателя, внимающего помноженному на русскую ментальность «и острому галльскому смыслу, и сумрачному германскому гению» человека искушённого, однако не утратившего способность разделить восторг от предстоящих открытий и свершений, характерный для классиков русской поэзии. «Главное в жизни – интересность, – пишет сам Николаев, – и если истина не интересна, то истина ли она?» Это же можно нами применить и ко всему его творчеству, которое является по сути одной поэмой в семи книгах, имя которой «Жизнь», точно так же, как и герой творчества Сергея Николаева, пытающийся найти тайну смысла происходящего, «поэму» в каком-либо из своих семи состояний (Богема, Любовь, Фатум, Война, Наука, Семья, Болезнь), вдруг находит её в одном – в них всех, т.е. во всей своей жизни:

Герой без поэмы заснул наповал,
И, словно был страусом эму,
Во сне камни фактов вот этих глотал
И в жизни узрел вдруг поэму!

Данная позиция вызывает уважение читателя и требует от поэта постоянного совершенствования, и он следует этим путём, о чём говорят его удивительные произведения. И, без сомнения, эта книга столь же необходима читателю, как и читатель ей.

Игорь Котокауров