«Окаянные дни» Ивана Бунина и его экранизация

Возможно, это единственный случай, на который я хочу обратить внимание, когда известный режиссер использует произведение писателя с мировым именем не с целью добиться максимальной достоверности воспроизведения каких-либо значительных событий посредством экранизации произведения, а с целью максимальной «раскрутки» своего фильма.

Предметом обсуждения в данной статье являются дневники Ивана Алексеевича Бунина, написанные в годы Гражданской войны под названием «Окаянные дни».

К слову сказать, эти дневники Бунина я бы рекомендовал прочитать всем революционерам, контрреволюционерам, радикалам правым и левым, фанатам, террористам, экстремистам и т.д. любых возрастов, полов и национальностей, и представить себя на месте очевидца тех окаянных дней. Чтобы это получилось, необходимо задать себе простой вопрос: «Что бы со мной было, если бы…». Согласен, это сослагательное наклонение, которое так не любят историки. Но все же, давайте представим себя в подобных условиях. Тогда молодому  поколению пришлось бы расстаться со своими гаджетами, привычками, мамами, папами и воевать по ту или другую сторону. Старикам пришлось бы просыпаться с мыслью о еде и с этой же мыслью засыпать. Это в лучшем случае, а в худшем ‑ хоронить своих родных и близких. Среднему поколению пришлось бы решать задачи по сохранению государства, воевать, терять родных и близких. Я думаю, что большинство разумных людей от такой участи не будет в восторге. Поэтому Бунин нам помогает понять, что такое ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В советское время это произведение по понятным причинам было запрещено, и сам Бунин не был в почете у советской власти, но в наши дни известные люди пытаются использовать подобные произведения с определенной выгодой для себя.

Получилось так, что в течение очень короткого времени я прочел «Окаянные дни» дважды, когда, благодаря Комсомольской правде, возобновили издание дневников в 2016 году после выхода на экраны фильма «Солнечный удар».

Кроме «Окаянных дней» в книге, изданной Комсомольской правдой, были «Солнечный удар», другие повести и рассказы. Меня же интересовали в основном «Окаянные дни», так как в художественном фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» (2014 года) было заявлено, что фильм снят по мотивам двух произведений Ивана Бунина — рассказа «Солнечный удар» (1925) и дневников 1918—1920 годов под названием «Окаянные дни». Почему я проявил такой интерес к «Окаянным дням»? Дело в том, что в фильме показаны трагические сцены затопления баржи с большим количеством белых офицеров, находящихся в закрытых трюмах. А в конце фильма появилась надпись: «С 1918 по 1922 годы только на юге страны и в Крыму Россия потеряла более 8 миллионов своих граждан». На мой взгляд, логичнее было бы показать, сколько конкретно было уничтожено офицеров вот таким варварским способом. Но режиссер, почему-то привел другие цифры – обобщающие. Почему? Вот это и натолкнуло меня на мысль разобраться с этим вопросом.

Можно согласиться, что часть фильма снята по рассказу Бунина «Солнечный удар». А вот, что связывает этот фильм с «Окаянными днями»? В поисках ответа я еще раз перечитал дневники, так как при первом чтении не увидел связи дневников с фильмом Михалкова. Меня конкретно интересовало, что написал Бунин в своем произведении о трагедии военнопленных белых офицеров, затопленных в большом количестве на старой барже. Надо полагать, что мэтр режиссуры, каковым, безусловно, является Никита Сергеевич Михалков, располагал реальными фактами, вынашивая идею фильма. Ведь это же на самом деле серьезное обвинение большевиков. Однако получается, что режиссер всего лишь заявил, что снимает фильм «Солнечный удар» по одноименному рассказу и дневникам «Окаянные дни», совершенно правильно считая, что экранизация произведений классика – первого из русских писателей, который в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, придаст его фильму определенную весомость. Премия Бунину, как известно, была присуждена за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Так вот в дневниках «Окаянные дни» я не увидел того, что показал в своем фильме Михалков. Даже близко. Дневники Бунина не подтверждают затопление военнопленных белых офицеров большевиками, показанного в фильме. Так что же все-таки написал о тех событиях Бунин?

Цитирую: «…2 марта /1918 года. – Ю.Р./. Читал о стоящих на дне моря трупах, ‑ убитые утопленные офицеры» (Бунин И.А. Солнечный удар: рассказы, дневники, новеллы. – М.: Комсомольская правда: Директ-Медиа, 2014. С. 65).

Ну и..? Ну и все! Больше нет ничего. А разве этого достаточно, чтобы известному режиссеру анонсировать, что фильм снят по дневникам Бунина «Окаянные дни»? Вполне справедлив вопрос: так кем были утоплены офицеры? Сколько их было? По фильму видно, что офицеров было очень много. Это видно и по снимку совместного фотографирования всех офицеров перед своей трагической гибелью, и по фото офицеров на «михалковской» барже.

Получается, что идея фильма Михалкова всего лишь зиждется на двух строчках из «Окаянных дней». В дневниках Бунина речь идет о его жизни в Москве и Одессе в годы Гражданской войны, а в фильме Михалков показывает белых офицеров в плену, да еще в Крыму, в ноябре 1920 года. А может быть эти офицеры, о которых пишет Бунин 2 марта 1918 года, были утоплены петлюровцами, немцами, махновцами? Так что много нестыковок и более того, Бунин не писал, что белые офицеры были уничтожены именно большевиками. Все что показано в фильме абсолютно несопоставимо с содержанием дневников Бунина под названием «Окаянные дни». Поэтому вторая часть фильма – это выдумка Никиты Михалкова. С какой целью? С очень простой ‑ окупить фильм в расчете на то, что зритель воспримет это как экранизацию произведений Бунина. Насколько мне известно, фильм свой Михалков не окупил и премию «Оскар» американской академии кинематографических искусств и наук в категории «Лучший фильм на иностранном языке», к которой так стремился режиссер, не получил. Жизнью доказано, что на выдуманных событиях это сделать весьма проблематично. Получается, Никита Сергеевич вводил нас в заблуждение. Зачем?

Лично меня огорчает, что Михалков своего зрителя недооценивает и раскручивает свой фильм вот таким, не украшающим его способом.

Юрий Рипенко