День Русского языка

221 год со Дня Рождения А.С.Пушкина (1799-1837)

Ежегодно в День Рождения А.С. Пушкина в знак всенародной любви и почитания его гениальности, мы отмечаем традиционный праздник России – День русского языка.

«Читая Пушкина, можно превосходным образом
воспитать в себе человека» – В.Г. Белинский.

Сегодня, 6 июня 2020 года исполняется 221 год со Дня Рождения нашего гениального классика, великого литературного деятеля, основателя современного русского литературного языка, всенародно любимого поэта, Александра Сергеевича Пушкина. Роль его личности в развитии литературы и истории России, его богатейшего творческого наследия невозможно переоценить. Всё новые и новые поколения россиян и просвещённых людей всего мира, испытывая радость неисчерпаемого духовного обогащения, снова и снова с трепетом прикасаются к его произведениям.

Всё не случайно в судьбе великого поэта: и место рождения – «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», олицетворяющая сердце России, и год рождения 1799, на пороге нового века, период зарождения нового мышления, всплеска новых перемен, развития свободомыслия в крепостной России. Пушкин родился в небогатой дворянской семье, имевший в предках и бояр времён Александра Невского, и арапа Петра I, Абрама Петровича Ганнибала. Такое удивительное смешание кровей добавило неповторимую колоритность личности. Высокие литературные способности Пушкина, как зёрна, заложенные от рождения, имели благоприятную почву для роста и созревания. Он воспитывался в поэтической, литературной семье, обладающей прекрасной библиотекой. В семье Пушкиных частыми гостями бывали просвещённые люди: К.Н.Батюшков, В.А. Жуковский, И.И.Дмитриев, Н.М Карамзин. С самого рождения, будущий великий поэт впитывает русскую, народную, самобытную литературу.

Большое влияние на развитие интереса к русской литературе у внука оказала бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, выдавшая свою дочь Надежду за Сергея Львовича, имеющая имение Захарово под Москвой, но с 1800 года она постоянно жила с дочерью и воспитывала внуков. В молодости бабушка была красавицей, и именно ей мы обязаны за воспитание нашего лучшего российского поэта, именно она говорила в семье Пушкиных по-русски очень красиво и правильно, что отмечал Антон Дельвиг, чуткий знаток русского языка.

В детские годы на поэта большое влияние также оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знакомый с поэтами и сам причастный к литературным занятиям. Также няня, простая русская крестьянка, Арина Родионовна прививала мальчику любовь к русским сказкам и песнопениям.
Она жила в родовом поместье Михайловском, от неё Пушкин впитал любовь к народному творчеству, именно няня поддерживала поэта в период двухгодичной ссылки и ей он посвятил незабываемые тёплые строки:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла.

А.С.Пушкин восхищался самобытностью русского народа, его национальными особенностями, удивительной ловкостью, смекалкой, смелым русским характером. В его душе развивалось ощущение причастности к судьбе униженных людей и ответственность за них.

Александра с малых лет воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и писать стихи, правда, по-французски. Но все летние каникулы он проводил у бабушки под Москвой и слышал чисто русскую речь. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, в котором Александр Пушкин стал одним из первых лицеистов, получивший прозвище «француз».

За шесть лицейских лет Пушкин сформировался как русский поэт и был отмечен Г.Р.Державиным. В лицее царила атмосфера свободомыслия и революционных идей, и это определило впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе Пушкина. В 18 лет он написал стихотворение «К Чаадаеву» и оставил нам на века крылатые строки:

Любви, надежды, тихой славы,
Недолго нежил на обман,
Исчезли юные забавы,
как сон, как утренний туман.
………………………………..

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Особое место в биографии поэта и становлении его личности занимает императорский Царскосельский лицей, куда юный Пушкин поступает в год основания и торжественного открытия лицея, в 1811 году. Лицей представлял собой уникальное учебное учреждение: передовое по методу почти университетского преподавания и по принципу свободолюбивого воспитания лицеистов. Лицей возглавили передовые по своим убеждениям прекрасные педагоги В.Ф.Малиновский, Е.А. Энгельгард, преподаватели А.П.Куницын, И.К.Кайданов. Лицеисты много занимались литературой. Дружба и поэзия связали на всю жизнь «святое братство», «союз поэтов» – А.Пушкина, А.Дельвига, В.Кюхельбекера, И Пущина, М.Яковлева, В.Вольховского, Н.Корсакова. Пушкин стал главным певцом, воспевающим славу лицею, который стал «пушкинским Лицеем».

Высокие патриотические чувства лицеистов были воспитаны национальным подъёмом в период Отечественной войны 1812 года. Вольнолюбивые стремления пробуждали непосредственные участники сражений – офицеры расквартированного в Царском селе Гусарского полка П.Я.Чаадаев, П.П. Каверин, будущие члены декабристских движений. В лицейские годы Пушкиным написано около ста тридцати стихов. В стихотворении « Воспоминания в Царском селе» тринадцатилетний Пушкин воспевает славу русским победителям:

Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдёт молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки Грозные славян,
Перуном Зевсовым Победу посхищали;

По словам В.Г.Белинского в лицейских стихах Пушкина уже виден будущий гений, преобразователь русской поэзии и национальный поэт. Всемирно-историческое значение Лицея обозначил сам бывший лицеист, повзрослевший Пушкин в 1827 году:

Ура, наш царь! Так выпьем за царя,
Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправное гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Хотя основание Лицея – это заслуга М.М.Сперанского, но лицей осенялся именем государя, поэтому «простим ему», хотя он «плешивый щёголь, враг труда». У Пушкина взятие Парижа и основание Лицея уравнены в исторической значимости, так как в этот период воспитывается новое поколение России, деятели общенационального масштаба для свершения новых общегосударственных перемен.

Примечательно, что воспитание в духе демократии получили только лицеисты первого выпуска; в 1812 г. основатель лицея М.М.Сперанский был сослан в Сибирь, и с 1816 года над Лицеем всё больше давлеет «аракчеевщина».

Пушкин рос и воспитывался в обстановке удивительной красоты, античность прививалась лицеистам ежедневно; её искусство, история, мифология развивали эстетические чувства. Отблеск античности естественно ложился на русскую литературу так же, как и блистала в античном духе архитектура и скульптура Санкт-Петербурга. Н.И.Гнедичем была переведена «Илиада» Гомера, которая, по словам В.Г.Белинского, была лучшим переводом в мире.

Александр Сергеевич Пушкин – знаковая фигура, слитная с понятиями Россия, Русь, русская душа. Он оставил величайшее наследие гениальных творений, рождённое и созданное благодаря уникальности, масштабности, высокой гражданственности его личности, развивающейся с предначертанием – быть великим русским национальным поэтом. Непостижимое поэтическое творчество А.С. Пушкина – это отдельный, бесконечный мир чувств и образов.

Столь же огромное творчество Пушкина осталось в прозе, в повестях, сказках и поэмах, а также в виде публицистики, заметок, писем, критических статей и набросков, обширной переписки в прозе и стихах, в виде богатейшего эпистолярного творчества. В них раскрываются подробности жизни поэта, благородство его души, высокая гражданская позиция, отражается эрудиция, дальнозоркость мысли, остроумие.

Чистосердечность, милосердие, любовь и доброта – вот вечные ценности, на которые опирается Александр Сергеевич Пушкин. В его неисчерпаемом творчестве невозможно выделить одно из лучших произведений.

С самого раннего детства Александр Пушкин входит в нашу жизнь вместе с яркими героями, оставляя незабываемое впечатление в детской душе. На пушкинских сказках «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О спящей царевне», «О золотом петушке» век за веком воспитываются добрые чувства в сердцах миллионов ребятишек. Прочитанные в детстве строки, волнуют наши чувства в любом возрасте.

По мере взросления мы всё больше прикасаемся к богатейшему наследию великого гения. Множество гениальных стихотворных строк давно стали известными афоризмами для новых и новых поколений читателей:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…
………………………………
Красуйся град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!

Стихи, повести, драмы, поэмы и созданные образы любимых героев Пушкина навсегда присутствуют в нашей жизни. Прикоснувшись к поэме Пушкина «Евгений Онегин» в юности и прочитав множество других его произведений, мы несём в своём сердце любовь к великому русскому поэту и его творениям. На знаменитых сценах мира звучат известные арии из поэмы «Евгений Онегин», любовные романсы и стихи. Многим красавицам посвящены пылкие строки юного поэта. Неповторима и искренно чиста любовная лирика Пушкина:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог, любимой быть другим.

Вершиной мировой любовной лирики является сонет А.С. Пушкина «Мадонна», написанный в период помолвки и посвящённый будущей супруге, Наталье Николаевне Гончаровой, подарившей великому гению четырёх прекрасных наследников:

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830

 Остаётся загадкой магнетизм пушкинской поэзии, вероятно, её разгадка – душа самого поэта. И спустя более 200 лет пророческие строки Пушкина, волнуют наши чувства и учат мудрости:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как в зной безводная пустыня
И как алтарь без божества.

 “Ты имеешь не дарование, а гений. Ты рождён быть великим поэтом, будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, всё твоё возможное счастье и все вознаграждения”–
В.А.Жуковский. 1824г.

Осознавая своё предназначение, Александр Пушкин пишет стихотворение “Пророк” в 1826 году:

………………………………………

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас меня воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.

Развитие мысли молодого гения опережало время и события. Переживший две ссылки, когда им уже были созданы «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Зимний вечер», «Я помню чудное мгновенье…», «Храни меня, мой талисман…», «19 октября 1825», «Зимняя дорога», «И.И. Пущину», «Пророк» (1826) – в 26 лет Пушкин предстал перед царём как взрослый муж, обсуждая проблемы истории и развития России, беседовал с Николаем I на равных. В эти годы Пушкин увлечён историей России, создаёт «Стансы», «Полтаву», начинает «Арапа Петра Великого».

Первая «болдинская осень» 1830 года, задержавшая поэта по причине карантина, стала наивысшей точкой пушкинского творчества, где из-под пера великого писателя вышли «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Бесы», «Элегия», «Прощание» и др. И вторая «болдинская осень» 1833 года не уступает первой, когда были написаны: «История Пугачёва», «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», он срочно дописывает «Пиковую даму».

Однако, долги А.С. Пушкина росли из года в год, расходы на семью и детей оказались выше литературных доходов. В 1836 году критика становится безжалостной, усилились нападки реакционной прессы. Пушкин начинает издавать журнал «Современник», который не улучшил финансовых дел. Долги Пушкина были оплачены из царской казны после гибели поэта.

К концу 1836 года конфликт между Пушкиным и враждебным ему высшим светом и бюрократической знатью вылился в анонимные письма, оскорбительные для чести жены и самого поэта. В результате в Петербурге на Чёрной речке состоялась дуэль Пушкина с французским эмигрантом Дантесом. Пушкин был ранен в живот и через два дня скончался.

«Солнце русской Поэзии закатилось…», – написал в некрологе В.Ф.Одоевский. Гибель лучшего поэта России навсегда стала национальной трагедией.

«Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». – В.Г. Белинский.

«Ведь это пророк и провозвестник» – произнес Ф.М.Достоевский в день 100 летия А.С.Пушкина.

И сегодня во всех уголках России и в разных странах мира организованы поэтические чтения, и большая честь для нас – читать стихи Пушкина в этот день. Александр Сергеевич Пушкин неоспоримо остаётся главным учителем русской поэтической школы для каждого поэта и прозаика на все времена. Вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине неисчерпаемо бесценен.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор десятка книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.