Победители

Продолжая тему о 75-летии Победы, хочу в небольшом очерке рассказать о замечательном человеке – участнике Великой Отечественной войны, выдающемся художнике и гражданине Олеге Аркадьевиче Еремееве. Я много раз с ним встречался, посещал выставки его картин, рассказывал о нём в своих статьях и очерках. Сейчас вспоминаю одну из таких встреч, которая оставила, пожалуй, самый заметный след в моей душе и памяти.

Это было восемь лет тому назад. Он пригласил меня в свою мастерскую, чтобы показать новую картину, работа над которой близилась к завершению. Назвал её «Победители», рассказывает о Параде Победы на Красной площади. Огромное полотно, размером примерно два на два метра, предстало перед моими глазами. Я был немало удивлён: написание такой картины потребовало долгого кропотливого труда, да и значительных физических сил автора. А Олег Аркадьевич – в почтенном возрасте. Я не припомню другого такого случая, когда художник, которому почти девяносто лет, может создавать столь масштабное произведение.

– Эту картину я хочу выставить в Институте имени Репина в канун Дня

Победы, 4 мая. Будет выставка одной картины, – сказал он.

– Только её одной?

– Да, именно этой, одной. Приходите.

Обращение к теме Великой Отечественной войны не было для Олега Аркадьевича случайностью. Он  – её участник, пропахавший, как говорят пол-Европы, хорошо знает как саму войну, так и вкус Победы.

Его учёбу в Художественном училище Ленинграда прервала война. Олег пошёл защищать Отечество. Воевал на Юго-Западном и 4-м Украинском фронтах. За героизм и мужество, проявленные в войне, награждён орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

После войны он, фронтовик, вернулся в Художественное училище, которое окончил в 1951 году. И сразу поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1957 году окончил его по мастерской профессора и известного художника Бориса Владимировича Иогансона. Дипломной работой подающего надежды выпускника Института была картина «Ленин». Эту работу он представил на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Его успех был отмечен дипломом Министерства культуры РСФСР. Началась полоса восхождения молодого художника к вершинам искусства.

Дальнейшая судьба Олега Еремеева была связана с творческой мастерской Академии художеств СССР, с Ленинградом. С 1959 года он стал преподавать в Институте имени И. Е. Репина. В 1977 – 1990 годах – проректор, затем, по 2001 год, ректор Института.

За долгие годы своей творческой жизни (свыше шестидесяти лет!) Олег Аркадьевич написал огромное количество жанровых и исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, рисунков. В них он воплотил как героические сюжеты, связанные с Октябрьской революцией, Великой Отечественной войной, так и мирные, навевающие радость жизни, природы, семейного счастья.

В этом очерке не стану подробно рассказывать о художественном творчестве – в своё время я писал об этом. Вернусь к основной теме – к «Победителям». Отмечу лишь, что О. Еремееву, как художнику, присущи гражданственность и лиризм, которые свойственны лишь немногим, но, безусловно, одарённым живописцам. Вместе с тем, для него характерны душевная искренность, страстная любовь к жизни, стремление познать её тайны.

И вот – «Победители». Это полотно, посвящённое историческому Параду Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, как бы подводит итог жизненного и творческого пути О. Еремеева. Конечно, эта тема волновала его, участника войны, давно, и к ней он пришёл не сразу. Приступая к написанию картины, он размышлял о той эпохе, тщательно изучал документы и материалы о войне, советском солдате, военачальниках, прежде всего о Г. Жукове. Не случайно в его мастерской вижу книги, журналы, вырезки из газет, которые использовались художником в процессе работы.

И вот 4 мая 2012 года в выставочном зале Института имени И. Е. Репина перед взором собравшихся предстало большое полотно – эпохальное произведение в непривычном формате одной картины. Парад Победы – это апофеоз советского народа, его Красной Армии, солдата-освободителя. Центральный образ  большого полотна – 48-летний Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Мужественный и стройный на белоснежном коне, принимает Парад. На его груди алмазными гранями сияет Орден Победы номер один. Торжественные минуты, все замерли. Солдаты в орденах и медалях стоят в шеренгах. Они герои-победители. На их головах каски. Лишь один из них, седой воин, держит каску в руке, лицо чуть наклонено, напряжено и печально. О чём он думает? Может о погибших товарищах? О сожжённой  фашистами деревне? О своей драгоценной «Прасковье», которая не дождалась мужа? Молчит солдат, и ответа мы не знаем… На заднем плане, слева, крупным планом образ Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. Черты его лица будто размыты дождём (в этот день, напомню, в Москве шёл дождь). Художник этим изображением рисковал навлечь на себя критику: известно, что некоторые люди в постсоветской России не любят добрыми словами вспоминать Сталина. Но художник не слукавил: это правда той жизни, документ эпохи.

Позже, в разные годы, картина выставлялась в различных музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга, других городов России. Сейчас она в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. на Поклонной горе.
Следует поставить в заслугу автору и то, что Олег Аркадьевич Еремеев написал «Победителей», как уже говорилось, в почтенном возрасте. Патриот своей Родины, участник Великой Отечественной войны, гражданин и крупный художник, он удостоен многих высоких званий: Народного художника РФ, действительного члена Российской Академии художеств, Российской Академии естественных наук, Петровской академии наук и искусств, профессора, других высоких званий. Удостоен правительственных наград, среди которых орден Дружбы.

16 марта 2016 года не стало Олега Аркадьевича Еремеева, но добрая память о нём жива. Его помнят и ценят в нашей стране и за рубежом, прежде всего там, где выставлены его картины, – в музеях и частных коллекциях. А недавно его вдова Светлана Леонидовна и дочь Елена подарили мне видеоэкскурсию Дальневосточного художественного музея «Мир глазами художника-фронтовика». Некоторое время тому назад они преподнесли в дар музею шестьдесят произведений живописи и графики художника. С интересом прослушал я рассказ сотрудника музея г. Хабаровска о замечательном художнике и патриоте.  Да, его помнят, любят и на восточных окраинах Отечества, – далеко от Санкт-Петербурга.

Вспомним строки стихотворения «Победитель», тоже фронтовика и ленинградца, Михаила Дудина:

… Он сделал всё. Он тих и скромен.
Он мир от чёрной смерти спас.
И мир прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.

Его, художника-фронтовика и победителя, нет сейчас с нами, но в то же время он с нами, и «мир… его приветствует».