Мы хотим говорить о войне

В условиях карантина творческое общение с коллегами по перу сравнимо с глотком неинфицированного воздуха. Оно и желанно, и дорого, и полезно. Именно поэтому поэтическая секция ЛитО «Молодой Петербург» не прекращает свою работу даже на самоизоляции. Изменились форматы ведения семинара, как говорится, «все ушли в онлайн», но не изменился дух вдохновенной, серьезной и продуктивной работы.

Перед очередным заседанием ЛитО, назначенным на 29 апреля, остро встал вопрос о его тематике. Весна? Творчество в условиях карантина? Новые пути самореализации? Или освещение Великой Отечественной войны новым поколением авторов? Актуальнее всего оказалась, впрочем, вполне ожидаемо перед 75-летним юбилеем Победы, военная тематика. Чем ближе 9 мая, тем ярче начинает звучать тема памяти, подвига солдат, военного творчества. Телеэфирная сетка чередует развлекательный контент с трансляцией фильмов о ВОВ, чтением стихов, военной прозы, воспоминаний военных лет. Появляется большое количество конкурсов эссе, прозы, стихов, песен, онлайн марафонов, посвященных войне.

2020 год подкинул еще один сюрприз – перенесение очных мероприятий ко Дню Победы на более позднее время, что привело к заполнению виртуального пространства юбилейными «мероприятиями». Однако, чем громче звучит в окружающем пространстве сложная, серьезная тема Великой Отечественной войны, тем неуютнее начинает себя ощущать молодой литератор. Об этом и хотелось поговорить членам ЛитО «Молодой Петербург»: как автору нового поколения подойти к военной тематике, которая может быть понята им только через чужое переживание, и при этом не потерять своего голоса, искренности и связи с современностью?

Вопрос непростой, но как стало понятно в течение встречи, волнующий современных авторов. Вроде все понятно: существует масса художественной литературы, написанной в военные годы, достаточное количество изданных мемуаров, блокадных дневников, кинохроника военных лет и киноленты, снятые по сценарию участников военных событий. Бери и создавай на основе этого свое. Но в том-то и проблема – может, все уже сказано и достаточно передавать уже имеющееся художественное наследие войны как устное народное творчество – от поколения к поколению, из уст в уста? Оказалось, не все так просто, и даже уже написанное на военную тематику в разные исторические периоды показывает ВОВ с разных ракурсов и в разном освещении.

Заместитель руководителя ЛитО «Молодой Петербург» Роман Круглов в начале заседания провел небольшой экскурс в историю освещения военной тематики в разные годы. К примеру, Круглов объяснил, что фронтовая литература, поэзия военных лет, военная журналистика имели основную цель – поднятие духа и бойцов, и тех, кто находился в тылу. И именно в то время мог существовать «военный юмор», который совершенно был бы неуместен в творчестве послевоенного периода. В первые годы после окончания военных событий в художественном творчестве превалировала идея национализации войны, общего духа сопротивления, героизация. (В.Некрасов «В окопах Сталинграда», А.Фадеев «Молодая гвардия»). Однако уже через небольшое время в работах художников становится видна другая тенденция – осознание войны как трагедии и войны как части судьбы уже не народа, а отдельного человека. Следом за этим историческим периодом приходит третий – период «Блокадной книги» Д.Гранина, А.Адамовича и других произведений, показывающих военные годы только с точки зрения смертельного ужаса, и дающих новый, осуждающий взгляд на это время. И это только периоды осознания войны ее непосредственными участниками. Совершенно другой ракурс дают литераторы-потомки служивших, а также дети войны.

Для демонстрации разного осмысления темы ВОВ в творчестве разных периодов, участники ЛитО прочли стихотворения нескольких авторов. Екатерина Барбаняга – стихотворение Юлии Друниной «Я родом не из детства, из войны», Роман Круглов – Юрия Кузнецова «Шел отец, шел отец невредим», Екатерина Огарева – Виктора Максимова «Антимир» из цикла «Полигон».

Но это все – прошлое. А что могут сказать о войне авторы, рожденные спустя 30-50 лет после нее? У кого участниками войны были даже не деды, а прадеды? Роман Круглов предложил в качестве исходного материала брать новые, не известные широко факты из жизни того времени. Благодаря раскопкам археологов, работе историков и доступности архивов военных лет, можно найти и выбрать для себя свежий сюжет. По масштабу ВОВ не сравнится ни с одной войной и ни с каким историческим событием до и после нее. Так что к этой теме можно обращаться бесконечно и всегда находить что-то новое для собственного творчества.

Екатерина Огарева не возражала вышесказанному, но со своей стороны добавила, что любое творчество на военную тематику – это состояние «один на один с войной». Войти в такое состояние готов далеко не каждый. То есть для современного автора не может быть рассказа о «себе на войне», но может быть рассказ о своей духовной «встрече» с войной и жестокостью человеческой природы. Помнить о войне с фашизмом, обо всех зверствах, которые творил человек (а все, что происходило в эти годы – дело рук человеческих), важно еще и для того, чтобы не допустить нового периода обострения человеческой жестокости. По мнению Огаревой, тема войны всегда будет актуальной, но она будет требовать от автора своеобразного героизма.

Еще один участник ЛитО «Молодой Петербург» – Артем Горшенин, признался, что считает тему войны одной из таких тем, до которых нужно «дозреть». Обилие конкурсов, подборок, марафонов на тему ВОВ, с одной стороны, подстегивают авторов обращаться к этой тематике, но с другой стороны, формируют формальный подход к ней у авторов. Что-то вроде творчества на «красный день календаря».

К концу заседания стало понятно, что все его участники солидарны во мнении относительно заданных темой вопросов. Во-первых, говорить на военную тематику всегда будет актуально и необходимо, а главное – хочется. Во-вторых, важность поиска собственной интонации и личностного переживания в творчестве о ВОВ неоспорима. И в-третьих, сюжеты на эту тему неисчерпаемы: ищи, узнавай и твори. В архивах, в семейных историях, в самом себе.

Напоследок молодопетербуржцы (как называет своих подопечных руководитель ЛитО Алексей Ахматов) разобрали новое стихотворение на военную тематику одного из присутствующих, отметив и ошибки, и находки автора. Опыт онлайн-заседаний показал, что работа «на удаленке» не только возможна, но и может быть интересна и плодотворна. Ждем новых встреч!

Екатерина Барбаняга