Семинар Галины Илюхиной перешел в онлайн

На время карантина мероприятия, проходившие в Доме писателя, потихоньку перемещаются в режим онлайн. Так, поэтический семинар Галины Илюхиной уже три раза успел собраться в сети, при чем на разных площадках (фейсбук, скайп и зум). Как оказалось, некоторым участникам даже комфортнее в виртуальности.

Ирина Толдова: – Вживую, конечно, всё по-другому. Но здесь, по-моему, в силу специфики рождается даже некая особая культура общения. Никто не перебивает друг друга, все внимательно слушают, спрашивают разрешения – «а можно ли сейчас я скажу?». Это то, чего порой не хватает на «живых» семинарах.

Инга Павлова: – Мне нравятся онлайн встречи уже давно, без всяких карантинов. Я и училась онлайн, и сама преподавала. Плюс в том, что никуда не надо ехать, одеваться – лежишь себе на диване и пьёшь чай. Общаешься с людьми из разных городов и стран.

Благодаря онлайн формату, к семинару смогли присоединиться не только питерцы. Ольга Галат из Екатеринбурга прислала подборку из трех стихотворений, из которых семинаристы выделили «Памятку» – зарисовку про речку Каменку, памяткой хранящую брошенный в нее камешек.

Интересно, что зловещая тема короновируса не сильно вдохновляет поэтов. На разбор присылается пейзажная, любовная лирика, даже шуточные стихи – все как-то без апокалипсического настроя. Авторы расслабляются и надеются на Божий промысел:

Осенью смотреть Иоселиани,
пить имбирный чай из кружки с оранжевыми петухами,
осенью говорить стихами,
принципиально к зиме не готовить сани,
они как-нибудь сами.

(Марина Евсеева)

Или впадают в ностальгию:

В моей новой школе
был мал физкультурный зал.
– Давайте бежать по мостам! –
нам физрук сказал.
В пути разрешаются ноги,
троллейбус – нет.
И не забывайте
про ближний и дальний свет.
В троллейбусе полупустом
нам и стол и дом.
Но мы
летим под мостом,
плывем над мостом,
как чайки над августом…

(Алина Павлова)

Самой же необычной на онлайн семинаре мне показалась история Александра Славникова про лоскутушку – тряпичный тотем над кроватью влюбленных, в который после смерти героини вселяется ее душа. Александр, как обычно, использует нелинейную композицию, зашифровывает текст, который строится на довольно обрывочном, полумистическом (и от этого еще более психологически достоверном), восприятии героя, переживающего утрату:

Зачем отказываться от
привычек, не заткнёшь мне рот
своей недюжинной заботой.
Зачем глазки счищать с картох?
Сбривать под носом мех и мох?
Выгуливать пальто и боты?

Ты как-то ляпнула: «когда
к больным подключат провода –
их души сберегут в игрушках».
Прости, что я не уследил,
один у пульта господин,
сон охраняет лоскутушка.

Не то, чтобы у поэтов наступила болдинская осень, но изоляция все-таки действует на нервы, поэтому семинаристы решили собираться онлайн раз в неделю, а не два раза в месяц, как в Доме писателя.

Галина Илюхина, руководитель семинара, считает, что в этом есть резон:

– Главный плюс онлайн-семинара – то, что он есть в принципе. Пусть у него масса недостатков – иногда «подвисает» изображение, плывет звук и прочее. Но в нынешних условиях для многих это не только литературные занятия, но и вообще единственная возможность общения. И еще одно приятное преимущество – ощущение, что одновременно находишься сразу у всех в гостях: кто-то уютно завернулся в плед, у кого-то кот на коленях мурчит. Конечно, ничто не заменит живой беседы, однако сейчас, во время изоляции, онлайн-семинар – отличный способ заняться полезным делом, попутно освоив новые для себя технические штучки. Я скучаю по своим «семинаристам» и всегда рада их видеть, пусть и в окне монитора!

Юлия Медведева – публицист, поэт. Окончила факультет журналистики СПбГУ в 2000 году. Работала журналистом радиостанций «Полис», «Ленинград», «Эльдорадио», ВГТРК «Петербург – 5 канал», шеф-редактором журнала «Обучение и карьера в Санкт-Петербурге», главным редактором архитектурного журнала «Капитель». Стихи, литературные обзоры, рецензии публиковались в журналах «Аврора», «Зинзивер», «Этажи», газетах «Санкт-Петербургский дневник», «Книжная лавка», «Истоки» (Уфа), коллективных сборниках стихов и прозы. Автор более 50-ти статей о современных литераторах на Википедии. Куратор литературных мероприятий.