Без паники, господа!

17 марта аншлага, конечно, не было, но все-таки одиннадцать человек, не считая предводителя, – хорошая посещаемость в условиях карантина, раздутого средствами массовой информации и интернетом. Наша поэтическая среда в этот вторник была, как обычно, насыщена эмоционально, нацелена на активную работу и настроена на позитив.

Борис Николаевич Краснов подготовил обзор альманаха «Между», представляющего творчество современных авангардных поэтов Сибири. Интересно, что вступительная статья была написана профессором В. Мароши и называлась «Пара ложек дегтя». Он взял на себя роль «брюзжащего литературоведа», который критически отнеся к выбору авторов сборника, отметил общую тенденцию «перепроизводства поэтов в России», назвал сборник «пестрой мозаикой» и «неизбежным междусобойчиком».

Борис Николаевич во многом согласились с мнением литературоведа. Есть интересные стихи, неожиданные образы, но в авангардной современной поэзии четко чувствуется примат речи над смыслом. Удивительно еще и то, что в стихах сибирских поэтов очень мало сибирского: самобытных образов, природы Сибири. Четко прослеживается тенденция либерального поэтического направления, попытка перенесения на русскую почву формальных приемов западной поэзии.

Борис Николаевич отметил и положительный момент – интересные названия сборников, представленных авторов: «Клиническая жизнь», «Дефрагментация души», «Привычка к полету». Само название альманаха необычно тем, что состоит из одного слова, являющимся междометием. В послесловии объясняются причины такого выбора. «Между» – это и междусобойчик, и между строк, и междувкусие, и состояние между двух огней. Нам же показалось, что стихи, технически сильные, выразительные по форме, все-таки стоят МЕЖДУ графоманией и настоящей поэзий в силу отсутствия глубоких внутренних поисков и смыслов авторов альманаха. «…А поколение пепси успело состариться, / отрастить живот и сменить напиток…».

Интересное названия альманаха вдохновили нас на поиски своего самобытного, отражающего состояние мастерской, названия для нашего будущего сборника. Было дано задание придумать по три рабочих названия.

Затем Борис Николаевич зачитал нам свою рецензию, напечатанную на машинке в далеком 1984 году, на стихи Александра Кухаренко, вместе с которым наш командор посещал ЛИТО Сергея Давыдова. Молодой Краснов уже тогда призывал себя и других поэтов к критическому отношению, в первую очередь, к своему творчеству, «не писать среднестатистическим поэтическим языком», уходить с наезженной колеи и от традиционных образов и рифм. Прошло много лет, а критика не прошла даром. Стихи, которые пишет Александр сейчас, совершенно другие – интересные, самобытные. «Одолев полгорода с наскока / И застряв в воронке жестяной, / дождь щекочет горло водостока / за моей простуженной стеной,…». Хороший педагогический ход. Участники мастерской вдохновились надеждой, что когда-нибудь станут писать лучше и ярче.

В второй части читали стихи по кругу. Было дано домашнее задание – написать эмоциональное позитивное стихотворение о каком-либо светлом и ярком событии в жизни.

Многие поэты, конечно, обратились к воспоминаниям из детства. Сам Борис Николаевич вспомнил, как мальчишкой пробирался «через крапиву, чертополох, / через соцветья, сухие, как пакля, – / прямо в медовый душистый горох».

Олег Клим вспомнил свой набег на облепиховые заросли. «И до сих пор из дивной сказки, / как мироздания фонари, / манят оранжевые глазки / той облепиховой зари».

Наталья Пономаренко, вспоминая себя, играющую с муравьями в «песочнице из ткани сжатой», пишет: «Ничего не знаю о судьбе. / Жар, песок, покой и безмятежность. / К той себе испытываю нежность. / И чуть-чуть завидую себе

Валерий Мингалеев связал свои светлые моменты с получением отдельной комнаты в коммунальной квартире: «Что хочу, то делаю, \ И сижу как выйдет – \ Комната отдельная / У меня впервые».

Елена Гофман вспомнила прошлогоднюю весну со снегом, грязью, капелью и «лазоревыми лужами», отражающими голубое небо. «Но мир морозный превращаю в небыль, / Когда ногой по льдинке проведя, / Ломаю пяткой с треском кромку неба / Для проливного вешнего дождя.»

В ходе неформального общения было решено – панике не поддаваться, гулять, общаться, писать хорошие стихи со смыслом, встретиться через две недели и поделиться своими творческими находками.