Дереветер и что такое поэзия

Лекция Владислава Черейского и тезисы Александра Степанова

Этот заголовок настолько же неожиданен, насколько бывает смелым и дерзким предложение наших соведущих и семинаристов в том числе. Философские дискуссии, свойственные встречам ЛИТО «Дереветер», как ветвятся ввысь, так и уходят в корень – такой была одна из недавних бесед, увенчавшаяся вопросом – а что же есть поэзия? Полагаю, для каждого из нас было совершенно внезапным предложение ведущего Владислава Черейского посвятить этому ближайшую же встречу – и более того, он сам взялся создать …авторскую лекцию на эту широчайшую тему.  Несмотря на закрытость семинаров «Дереветра» в этот день пришло много народа, состоящего в ЛИТО, как будто эта тема, при всей своей необъятности, конкретно попала в каждого, и в новых участников, и в тех, кто давно с нами. Люди ушли с новыми мыслями, и это самое главное. Лекция Владислава состояла из столпов обыкновенно непроговариваемых, из того, что чувствуешь, но про что не у всех хватало мужества сказать, вне зависимости от формы стиха, тенденций содержания и неотъемлемого контекста времени. До сих пор приходят письма с просьбой посмотреть лекцию глазами. «Поэзия в высказываниях достойных умов», «Детскость в поэзии», «Образы и штампы» – вот основные подзаголовки лекции, после которых вы встретите неожиданное, свежее содержание. Самое трудное – остаться на чувствовании этой оси, не уйти в смену ценностей, не поскользнуться, держаться того незримого и, о ужас, недоказуемого даже в среде высоколобых заблуждающихся, там, где формой прикрывается отсутствие поэзии… Так что же там было, в этой лекции? И почему именно на неё пришёл известнейший искусствовед, автор многих книг об эпохе Возрождении и архитектуре, Александр Викторович Степанов?

Говорят терминологией – многие, сыплют фамилиями – многие, упиваются своим единым взглядом – многие, но вот секрет успеха этой лекции, видимо, в том, что о поэзии сказано просто, глубоко, незашоренно, с разных сторон касаясь какого-то сияния, ей свойственного.  Уникальность примеров этого сияния, которого коснулись некоторые авторы ЛИТО «Дереветер», была в нетипичности стихов даже для «репертуара» самого цитируемого автора. То есть соединились нетривиальные грани каждого – и образовали некий кристалл в лекции Владислава. Каждый сказал, что есть поэзия для него, тем самым умножив её грани, а где-то даже шокируя других семинаристов. Но речь Александра Викторовича Степанова – которая всегда поражение в самую свою неготовую сторону сердца – явилась как бы отдельной и неотделимой частью программы. Неравнодушие Александра Викторовича проросло и после лекции Владислава, и в переписке с соведущим «Дереветра» Антоном Погребняком он прислал свои тезисы по услышанному, оформленные, сказанные вслух на самом семинаре. Вот эти тезисы, щедро делимся с каждым не-случайным читателем этой статьи:

О поэзии со стороны

Причина поэзии – одержимость.
Материал поэзии – речь.
Тип воздействия поэзии – магия.

Магическое воздействие противоположно воздействию художественных образов.

То, что действует магически, действует само по себе, своим собственным присутствием, своей формой, которая не отсылает меня к чему-то другому, не является символом, знаком или означающим этого другого.

Реакция человека на магическое воздействие – иррациональная, телесная, аффективная. Ее природа не эстетическая и не познавательная, а онтологическая.

Результат магического воздействия – изменение душевного состояния и/или духовного потенциала человека.

Художественный образ, напротив, является образом кого-то или чего-то, что само по себе не присутствует, будучи замещено этим художественным образом.

Воздействие художественного образа расщеплено на две составляющие:

– одна, связанная с означаемым, с его узнаванием, к которому художественный образ отсылает;

– другая, связанная с качеством означающего, – эстетическая, чувственная  составляющая.

Результат воздействия художественного образа – познание, сопровождаемое удовольствием или неудовольствием от того, как достигнуто это познание.

То, что поэзия действует иррационально, не означает, что поэт творит иррационально. Иррациональный эффект достигается средствами, в значительной степени рациональными.

Греческая классификация поэтических средств:
Пойэсис – работа воображения.
Мимесис – подражательная способность.
Технэ – мастерство.
Пэйра – азарт, кураж, удаль.

Кроме того, Александр Викторович пожелал оставить ещё один абзац из переписки:

В моих соображениях о поэзии так и прет крайне модернистская установка, уводящая семантику стиха куда-то в сторону, так что на первый план выходит нечто первично-архаичное типа ритуальных заклинаний. Среди примеров в докладе Владислава лучший пример такой поэзии – коротко стихотворение, в котором несколько раз повторялось “Так” (речь идёт о стихотворении Алины Сахарчук, поэта «Дереветра», примечание О. Туркиной). Это не значит, что я только такие стихи ценю. Дело в том, что мне было важно найти нечто радикально отличающее поэзию от прозы. Проза, в принципе, действует не магически, и если в какой-то прозе чувствуется магия, это, значит, что она тяготеет к поэзии. Пример – “Мёртвые души” Гоголя.

Есть момент, который у меня самого, будь это написано кем-то другим, мог бы вызвать недоумение: пишу, что магическое воздействие телесно – и тут же что оно меняет духовный потенциал. По-видимому, выпутаться из видимого противоречия можно только с помощью таких современных пониманий телесности, в которых снимается Декартово противопоставление “вещей протяженных” “вещам мыслящим”. Тогда всё встает на свои места, потому что для этих пониманий телесности истина о человеке обнаруживается в пограничных, паранормальных состояниях, а ведь испытывать на себе магическое воздействие – ситуация явно паранормальная.

А.В. Степанов, советский и российский историк искусства, кандидат искусствоведения, специалист по искусству Возрождения, а также архитектуре Санкт-Петербурга («Википедия»).

Текст о прошедшем семинаре – Ольга Туркина

Поэт, прозаик, художник. Редактор, корректор, иллюстратор, составитель и соиздатель ряда книг современной поэзии и прозы. В разные годы работала в периодических изданиях (журнал «Вокзал», журнал «Аврора» и др.). Лауреат премий «Зинзивер», «Дети Ра», «Молодой Петербург», «Писатель XXI века». Автор поэтических книг «Фотоны», «Дереветер», «Бес Сердечный», прозаических – «Обратная Сторона», «Да нет». Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Ведущая Лито «Дереветер». Редактор одноимённого сборника Лито.