Кинематограф в долгу перед Федором Абрамовым

26 февраля, в канун дня рождения великого русского писателя Фёдора Александровича Абрамова собрались писатели и поклонники писателя, чтобы отметить в Союзе писателей 100–летие писателя.

«Деревня – мать наша, это нива, на которой всколосилась русская культура. Убеждён: на примере жизни деревенской бабы, которая не выходила за околицу, можно дать не только историю всей страны, но историю человечества…

Моей, всей нашей болью в послевоенные годы была деревня, вопросы хлеба насущного, а значит и хлеба духовного, ибо эти два хлеба не существуют по отдельности…» (Из дневниковых записей Ф.А.Абрамова. 1982г.)

Режиссёр и сценарист Лидия Алексеевна Боброва впервые прочла произведения Ф.Абрамова уже в зрелом возрасте на первом курсе ВГИКа, где училась на сценарном отделении. Затем окончила режиссёрские курсы, где снимала сцены с Михаилом Пряслиным для своей курсовой работы. После окончания режиссёрских  курсов она надеялась, что Л.В. Крутикова даст права на экранизацию произведения Ф.Абрамова “2 зимы и 3 лета”, так потрясло её это произведение. Не получив разрешения на экранизацию, она в 1995 году с оператором Сергеем Астаховым едет в Верколу на 75 -летие Фёдора Александровича и отбирает натуру для экранизации своего сценария “В той стране” сделанного по расказам Бориса Екимова.

Лидия Алексеевна, уже наяву в очередной раз влюбляется в северную  российскую глубинку: с её неповторимым, незамысловатым бытом, с “журавлём” взлетающим в небо над колодцем, в протяжный, певучий говорок веркальцев, с их нелёгким трудом, как и по всей нашей России.

И через год, взяв с собой небольшую группу актёров, приезжает снимать свой фильм “В той стране”. Остальных актёров набирает из местных жителей, хорошо знающих свой уклад жизни, надеясь, что не подведут, проживут свою экранную жизнь. Но не ожидала, что от их жизни на экране будет рукоплескать Европа. А фильм поедет получать призы по нашей стране и далеко за её пределами.

Главный Приз мира, премия Фонда Генриха Белля МКФ в Берлине—98; Гран-при «Гранатовый браслет» КФ «Литература и кино—98» (Гатчина); Гран-при и приз публики МКФ в Кретее—98 (Франция); Гран-при МКФ в Фрайштадте (Австрия); Приз «Золотой Витязь» за фильм (Л.Боброва), приз за лучшую мужскую роль (Д.Клопов); приз за лучшую мужскую роль второго плана (А.Стахеев); приз за лучшую женскую роль второго плана (Л.Савченко) МКФ «Золотой Витязь—98»; Специальный приз жюри МКФ в Турине—98;  Государственная премия РФ 1998 года (Л.Боброва, оператор Сергей Астахов); Главный приз «Аврора» МКФ в Тромсе—99 (Норвегия).

Все призы получены за искреннее проживание на экране своей незамысловатой деревенской жизни, которую разглядела Лидия Боброва в первый свой приезд в Верколу, которую описывал Фёдор Александрович Абрабом всю свою жизнь. И ни одного придуманного жеста, действия, душевного отклика. Поэтому и не можем мы смотреть на эту правду жизни без слёз.

Сегодня к нам пришли на встречу Владимир Мефодьевич Борщанинов, сыгравший управляющего колхоза и его киношная жена Татьяна Захарова, так легко вошедшие в этот деревенский хитро переплетающийся событийный уклад, бурлящий неподдельными страстями, деревенской жизни.

Владимир Мефодьевич подслушал на встрече, как про него отозвался один зритель: “Председатель тоже не актёр, а как хорошо эту сволочь сыграл” и подумал, значит не зря работал.

“В этих людях какая-то внутренняя простота и открытость,- продолжал нам рассказывать Борщанинов про веркальцев,- руки у них рабочие, корявые, а душа, как родниковая вода – пей – не напьёшся.  Пошёл знакомиться к управляющему. Дом его ещё дедом построен был до революции. 15 метров в длину, 15 метров в ширину и окна на уровне моей головы. Леса много, дома строили добротные. Раньше, рассказывали местные, в реке Пинеге вылавливали рыбы столько, что уставали в Архангельск возами её возить. В один лес ходили на волков, в другой на зайцев и лисиц. А сколько грибов и ягод в лесу. Правда, сейчас говорят, что готовят закон о налогах на сбор ягод и грибов.”

Лидия Алексеевна добавила: “Когда мы приехали на съёмки, в Веркале стоял коровник, стадо коров паслось, был цех по изготовлению масла. В каждом доме держали по 2-3 коровы, овец, поросёнка, кур. А в 2008 году уже ни коровника, ни коров, ни цеха не было. Было печально смотреть на нашу глубинку.”

Борис Александрович Орлов решил дополнить слова Лидии Бобровой и объяснил, что сейчас происходит в нашей стране и в частности в деревне: “Но самое удивительное, что молодёжь словно смотрит на мир прищуренными глазами. Когда я хожу и выступаю перед молодёжью, задаю им вопросы – что они читают сегодня, кого из писателей и поэтов знают? В. Распутина, Ф.Абрамова, В.Астафьева, М.Дудина, Б.Орлова, В. Шефнера и многих других писателей знают 2-3 человека в аудитории. Это не удивительно, это не допустимо.”

Татьяна Захарова беседу со зрителями начала с того, что: ” работа звукорежиссера Игоря Терехова, пусть и не отмечена премиями и наградами ,но ЧИСТЫЙ ЗВУК – это 40 процентов впечатления создаваемого картинкой ,просто ГЛАЗ СИЛЬНЕЕ УХА ,но убери речевые характеристики ,самобытность произношения, переозвучь это актеры и многое бы потерялось ..Это была очень хорошая команда, противоречивая, но КИНО ПОЛУЧИЛОСЬ!
Я считаю, что это один из главных фильмов в моей жизни, который меня перевернул.

Напротив дома Фёдора Абрамова, на берегу Пинеги, находится монастырь Святого отрока Артемия. Мне кажется, что это святая земля и живут на ней открытые, чистые люди, растёт чистый, светлый лес, течёт спокойная река. И такое умиротворение на душе от этой удивительной природы, от добрых отзывчивых людей, их не испортила наша цивилизация, они живут далеко от города, они растворяются в природе.

У местных жителей прекрасный народный хор, в их сельской библиотеке на 400 дворов больше 500 читателей. В их селе музей и клуб, они умеют работать и отдыхать. Меня поражает весь этот уклад жизни. Я патриотка, я люблю Россию и русский народ.”

Посмотрев сцены из фильма “В той стране” и ответив на вопросы зрителей мы перешли к просмотру фильма Лидии Бобровой собранный ею из материалов отснятых на 75 -летии Фёдора Александровича, снимал оператор Сергей Астахов. Этот фильм она подготовила к 100-летие писателя. Фильм начинается с рассказа Василия Белова о своём друге, мы увидели выступление местного хора, на юбилей приехали и артисты малого драматического театра, участники спектакля “Братья и сёстры”.

После просмотра каждый хотел задать свой вопрос гостям. Член Союза писателей Зоя Николаевна Десятова, с родины не менее знаменитого писателя Василия Шукшина, (по рассказам, которого Боброва тоже сняла фильм “Верую”) задала свой вопрос: “Лидия Алексеевна, я считаю, что моему земляку повезло больше, чем Ф.Абрамову, потому, что он был и актёр и режиссёр, сам писал и сам снимал свои фильмы?”

– Да,”Калина красная” принесла ему всемирную известность, а перед Фёдором Александровичем Абрамовым кинематограф в долгу.”

Баранова Людмила Александровна, член Союза писателей России, руководитель ЛИТо «Балтийский парус» им. Н.Н. Альтовской, председатель Ярославского землячества.