Силуэт на фоне комиксов

Белинский А. И.  И. В. Сталин. Силуэт на фоне 1941 года. –
Издательство писателей «Дума», 2020. – 224 с.

Книга Анатолия Белинского о Сталине, безусловно, «пёрышко» на весах против «многопудья» антисталинской литературы, драматургии и кинематографа отечественного и зарубежного производства. Этот вал неуклонно растёт в преддверии 75-летия Победы Советского Союза над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Искусно переплетены правда и вымыслы, беззастенчивая клевета используется в целенаправленной кампании умалить, свести к ничтожной роли советской страны и её руководства в сокрушении человеконенавистнического образования, распространившегося на значительной части Европы 1930 – 1940-х годов.

Несомненным и непреложным фактом в определённой части российского общества принято считать, что СССР победил в войне не благодаря самоотверженной сплочённости советского народа и организующей роли Коммунистической партии, не благодаря решениям Ставки Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, а «вопреки» их, по большей части «бездарному руководству» («победили немцев, закидав их трупами советских солдат»).

В этом отношении двести экземпляров книги А. Белинского абсолютно точно не сопоставимы с «Воспоминаниям о войне» Н. Никулина, книгой, которая подаётся «солдатской правдой» и многотысячными тиражами переиздаётся на протяжении десятка лет. Пересказу байки контуженного бойца о якобы имевшем место эпизоде, когда маршал Жуков приказал «избить, бросить в канаву и обоссать» шофера, обогнавшего его машину, многие склонны верить больше, чем воспоминаниям ответственных руководителей, учёных и конструкторов, полководцев, которые в здравом уме и твердой памяти повествуют о тех трагических событиях нашей родины. Тем не менее, А. Белинский придерживается канвы исторической достоверности, основываясь на воспоминаниях и свидетельствах конкретных людей, а не безымянных сказителей, на которых издавна ссылаются вольные и невольные очернители истории России–СССР.

В относительно небольшой книге А. Белинский попытался показать Сталина всесторонне – в семье, во взаимоотношениях с руководством страны, с людьми близкого окружения, с конструкторами вооружения в предвоенный период и в первые годы войны. За этим чувствуется стремление привлечь внимание читателя к достижению возможной объективности при составлении портрета руководителей такого масштаба, каким был И. В. Сталин с присущими ему достоинствами и недостатками. Такая объективность возможна при кропотливом изучении множества источников и в их сопоставлении.

А. Белинский словно отвечает Пушкину, горестно признававшему, что «мы ленивы и не любопытны» в изучении своей истории, отвечает наглядным трудом, основанным на изучении материалов доступных широкому читателю. В то же время создаётся впечатление, что сетование Пушкина кому-то пришлось по душе и его стремятся подавать не временным состоянием, а родовым признаком нашего «убогого» народа. Согласившимся быть ленивыми и не любопытными легко навязать исторически неизбывный комплекс вины, легко призывать к покаянию за всевозможные мнимые вины перед продвинутой во всех отношениях Европой.

Скромным подзаголовком «Силуэт на фоне 1941 года» автор словно приглашает к дальнейшей работе по «раскрытию» силуэта, по наполнению светом и тенью такую сложную для живописания фигуру, какой до сих пор является Сталин. Впрочем, определённые и вполне убедительные штрихи он и сам уже нанёс.

Александр Медведев