«Окно», в которое хочется заглянуть

Люблю вечером заглядывать в освещённые окна петербургских домов, особенно в новогодние и рождественские дни, и радуюсь, когда в зале вижу нарядную ёлку и сверкающую люстру, а над кухонным столом – абажур или старинную лампу на пружинах, низко опущенную над ним. Как же уютно и радостно в этой квартире хозяевам и гостям!.. И, как правило, в эти дни окна незашторенные и с подоконников на прохожих смотрят любимые игрушки – плюшевые мишки, зайцы, коты… куклы, Деды Морозы и Снегурочки, снятые с высоких антресолей, где хранятся с детства. В эти дни словно забывается поговорка – «Мой дом – моя крепость». Как же мы любим наш Петербург и особенно такой – праздничный! Не случайно мой любимый писатель Вениамин Каверин назвал один из своих романов «Освещённые окна».

И не случайно (!) в Петербурге родился замечательный журнал поэзии «ОКНО»! Его обложка оригинальна и многозначительна – окно смотрящее в неведомый, но манящий звёздный мир. Незримая связь Земли и звёзд вдохновляла и вдохновляет поэтов, наводит на философские размышления о бренности земной жизни и вечности вселенской.

10. 04. 19 в № 21 Владимир Симаков пишет, что «ОКНО» издаётся без всякой спонсорской помощи на средства редколлегии уже одиннадцатый год. (!)

Основной состав редколлегии этого Журнала Поэзии: Мария Амфилохиева, Маргарита Токажевская, Владимир Симаков.

В это «ОКНО» хочется заглянуть и читать, листая страницу за страницей, познавая духовный мир поэтов-современников, известных и малоизвестных сегодня. А завтра?..

Вот чтобы это «завтра» состоялось в жизни молодого поэта, ему надо помогать.
На одном из заседаний журнала Маргарита Токажевская, ведущая его, заговорила о том, как поэты Серебряного века пропагандировали творчество поэтов своего цеха.

А поэты шестидесятники XX века?.. И надо признать не малую тогда заинтересованность в этом государства. Была дана соответствующая установка чиновникам от культуры.

Я побывала на нескольких традиционных чтениях журнала поэзии «ОКНО». Для членов редколлегии – это возможность отобрать материал для следующих номеров. Редакторы внимательно вслушиваются в стихи уже признанных поэтов и тех, кто только начинает свой путь в литературе. Ведь непросто пришлось входить в поэтическое содружество и самой Маргарите Токажевской: её упрекали в непонятности и вычурности, а некоторых поэтов-мэтров раздражали её верлибры и стихи в прозе.

Журнал «ОКНО» имеет свой взгляд на Мир Поэзии. В журнале есть рубрика «Антология современной поэзии». В ней даётся срез состояния и развития поэзии, что непременно останется в истории литературного процесса наших дней. Конечно, в раздел «Антология современной поэзии» включаются стихи уже признанных поэтов. Журнал взял на себя такую ответственность. Именно раздел антологии наиболее полно отражает литературный процесс конкретного периода, определённой страны, направления, течения, и представляет собой наиболее авторитетный раздел коллективного сборника стихов – Журнала Поэзии «ОКНО»..

Но что следует отметить – именно данная разновидность коллективных сборников стихов, как антология, не нашла отражения в книговедческой литературе. Что уж тогда говорить о просто коллективных сборниках. И антология и сборник вызывают настороженное у критиков и литературоведов отношение.

Редакторам Журнала Поэзии «ОКНО» пришлось побороть в себе это настороженное отношение ради возможности предоставить «трибуну» поэтам-современникам. Благородная миссия!

«ОКНО» отражает свой взгляд не только на поэзию поэтов-петербуржцев, но и на поэзию развивающуюся за пределами нашего города. Например, в № 21 журнал представил Елену Лазареву из Киева, Сергея Ситкевича из Белоруссии, Ефима Гаммера из Израиля.

Небезынтересна журналу «ОКНО» поэтическая жизнь в различных ЛИТО. В № 17 было представлено творчество поэтов из ЛИТО «Карповка» в рубрике
«У нас в гостях».

Сама «Группа «ОКНО» наравне со всеми представляет на суд коллег и читателей журнала в каждом номере свои стихи. Известно, что «соловья баснями не кормят». Начну с Маргариты Токажевской, у которой «Душа сама в себя стучится птицей». Как вам образ?! Я, конечно, выбрала то стихотворение из подборки, которое отвечает моему сегодняшнему душевному состоянию:

* * *
Нелегко и легко. Непонятны
Ни бесчувственность, ни высота,
Отражённая в холоде мятном
Сохранившего тайну листа.
Будто это чужие признанья
И нисколько не трогают глаз
Слишком точные препинанья
На изломах прерывистых фраз,
И уже механическим жестом
Отправляешь в корзину слова…
Отслужившего времени место –
Не хочу по нему тосковать…

А вот мой выбор из подборки стихов Марии Амфилохиевой:

РОЗА В ОКТЯБРЕ

Октябрь уже остыл. Уже наносит
Восточным ветром снежную крупу,
И я шепчу с ума сошедшей розе,
Дерзнувшей распустится наверху
Колючего куста, что слишком поздно:
Не победишь отвагой холода,
Что это неразумно и курьёзно,
И я уж не настолько молода,
Чтоб верить неуместным ярким бредням
И встреч искать, ловить ответный взгляд…
Но розовый настой струится ведьмин
И пальцы от пожатия горят.

Но как же обойти вниманием такое стихотворение?

НАДЕЖДА

Словно корабли в Аральском море,
Мы остались на сухом песке,
На солёном, ветреном просторе –
От былого счастья вдалеке.

Только жизнь не кончилась покуда,
Новые приносит ветер дни.
Потому рассчитывай на чудо –
Не гаси на клотике огни.

Владимир Симаков

В ноябре состоялась уже презентация 22-го номера журнала «ОКНО». Маргарита Токажевская и Мария Амфилохиева упорно продолжают своё дело и стараются держать планку профессионализма и художественности журнала на высоком уровне.

В канун Нового 2020 года на заседании журнала поэтами были представлены книги, изданные ими за 2019 год, их набралось около 20-ти. Маргарита Токажевская, ведущая заседание, тоже представила свою новую книгу «Во все времена жизни». Это вновь книга верлибров, «белых» стихов и стихов в прозе. С чем её я и поздравляю!

Мы так заждались зимы, что я решила поискать в февральском журнале «ОКНО» (№ 17) стихи о зиме и зимних настроениях. Вот они:

НОВОГОДНЯЯ НОЧЬ НА
БАНКОВСКОМ МОСТИКЕ

Положили головы в лапы львам.
Целовались истово, как юнцы.
Где рубеж у времени по нулям,
можно взять историю под уздцы.

Совместить стремления на все сто.
Чтоб от совпадения в сердце дрожь.
Постигая вечное мастерство,
к нам прибилась лёгкая молодёжь.

Разорвавшись прихотью, фейерверк
залепился искрами за карниз.
С золотыми крыльями – можно вверх.
С золотыми гирями – только вниз.

Виктория Пешковская

* * *
И январь тебе дарит
изморозь на окне,
ледяное дыханье
не первой бессонной ночи,
прорисованные многоточия
птичьих лапок и белый,
кристальный снег.
Если хочешь – бери,
если нет – отдай,
тем, кому велика привычка.
Видишь, девочка тратит спички,
выжигая свой календарь?
Видишь, мальчик упрямо лёд
перемешивает с мечтою?
Слышишь, как соловей поёт
над уснувшею красотою?
Если тайное стало явным,
это сказкой не назови –
ты сама решилась
быть храброй и оловянной,
переплавленной в сердце,
стучащее о любви.

Елена Тихомирова

Владимир Плющиков написал «Письмо Снежной королеве» (в прозе).
А заканчивает он его так:
«Но, Ваше Величество, расколдовывать меня бесполезно – напрасный труд. Мы верим, упрямо творя грядущее, едва ли не каждому миражу.
Нарядная жизнь, как строка бегущая, мелькает, а я на неё гляжу. Поэтому пусть всё идёт по-прежнему, своим чередом в суматохе дней…
…Искрится на солнце вершина снежная, и ворон устало кружит над ней…»

Уважаемые поэты, заглядывайте на огонёк, манящих вас окон родных и друзей, и на творческие встречи в Журнал Поэзии «ОКНО», где вас радушно привечают и … печатают!

Надежда Перова,
член Союза писателей России.