Листая страницы новых книг… (Заметки с Книжного  Салона)

На четыре дня, с 14 декабря по 17 декабря 2019 года, культурный центр Петербурга переместился в зал ARTPLAY. Здесь проходил Новогодний книжный салон. На площади в тысячу квадратных метров на 66 стендах петербуржцев и гостей города встречали книги. На разных площадках ежедневно проходило 10-15 мероприятий. То в одном конце помещения, то в другом, а то и разом с двух микрофонов слышались голоса писателей, рассказывающих о своих новых повестях, романах, звучали стихи поэтов.

Для презентации книг членов Санкт- Петербургского отделения Союза писателей России отвели зал № 3. Это отдаленный уголок здания. Гости города выступали на площадках в большом зале. Писателям-москвичам, прозаикам из других государств отводилось на каждого для презентации книг по часу. Петербургские писатели, представляющие принимающую сторону, должны были, час времени разделить на четверых, хотя их произведения ничуть не уступали новинкам коллег из столицы.

Михаил Зарубин в нынешнем году выпустил в издательстве « Родная Ладога» трехтомник своих произведений: повести, рассказы и в третьем томе – публицистика. О чем? Конечно, об Ангаре, Илиме…

Его новая повесть « Потоп» перекликается с повестью «Прощание с Матерой». Но если Валентин Распутин рассказывает про затопление острова Матера ради строительства Ангарской ГЭС и читатель переживает за женщину, которая ездит прощаться со своим домом, уходящим под воду, то главный герой Михаила Зарубина – начальник отдела по подготовке дна водохранилища будущей гидроэлектростанции Александр Бугров. Его трагедия в делах и размышлениях. Пересиливая сердечную боль, он выполняет свою работу – освобождает землю от строений, напоминающих о детстве.

В коротком выступлении Михаил Зарубин вспомнил о повести « И опять квадратура круга». Рассказал историю рождения названия произведения. А поскольку речь в книге шла о строителях, которым прежде чем построить дом, приходится долго ходить по кругу, получая разрешения чиновников, согласовывая с ними каждую мелочь, Михаил Константинович не преминул поделиться мыслями о проблемах малого и среднего бизнеса.

В заключение писатель анонсировал книгу – документальную повесть о танковом конструкторском бюро Кировского завода. Это произведение Михаил Зарубин выпустит ко Дню Победы.

К празднику Великой Победы выйдет и новая книга у прозаика Анатолия Козлова. Но пока он представил три книги, которые увидели свет в 2019 году. Одна из них – о верховном правителе Колчаке.

Казалось бы, что еще можно нового рассказать об адмирале, возглавившем белое движение, и преданном своими единомышленниками. Его жизнь ученого, военного, личная, общественная, расписана если не по дням, то достаточно подробно. Однако Анатолий Козлов попытался рассказать «как было на самом деле».

За этим « на самом деле» – история жизни и борьбы неординарной личности – Александр Васильевич Колчак без прикрас, легенд и мифов.

Присутствовавшие на встрече с Анатолием Козловым узнали о новой большой работе писателя «Десять веков русской литературы» по созданию эпопеи о жизни и творчестве русских писателей. Как и в предыдущей книге, герои нового произведения «очищены» от мифов и легенд. Книга доступна для всех возрастов и дает глубокое понимание исторических и литературных процессов в России.

Поделился планами на будущее Анатолий Козлов и в продолжение серии о героическом прошлом нашей родины. Книга об Александре Невском (тысячелетний экскурс в отношениях Европы и России) «По следу радхонитов», написанная для детей, читается и взрослыми. На очереди книги о Сергии Радонежском и Куликовской битве.

В них не просто жизнеописание и не только битва. Автор подробно доступным языком рассказывает в своих произведениях о важности для истории страны появление такой фигуры, как Сергий Радонежский, поворотном значении в истории Московского княжества битвы с ханом Мамаем, который хотел истребить православие и сделать Москву своим улусом.

Тема подвига всегда была главной в произведениях Виктора Кокосова, будь – то « Правда о Второй ударной», «Сорок восьмой» не подвел!», или «Операция» Русская прививка».

На этой встрече Виктор Кокосов, рассказывая о содержании повести «Операция «Русская прививка», раскрыл подробности одной из операций, задуманных немцами еще до начала войны. Цель ее была – привить немецкому солдату менталитет русского солдата, который должен заменить им «шоколад храбрости» – лакомство с первитином – специально разработанным в лабораториях третьего рейха наркотиком.

Результат деятельности особой групп Вайтенхоффа печален. Хозяйка дома, крестьянка Мария, поднося обед оберфюреру, подорвала его гранатой и погибла сама. Профессор Кранке был захвачен в плен отрядом лейтенанта Григория Пушкина, а в Берлине, сжимая в руке заслуженный в бою Владимирский крест, бывший царский поручик Петров расстрелял из пистолета психолога Кроля, а потом убил себя.

Все эти примеры основаны на документальных фактах и представляют собой правдивое повествование о начале войны.

Правдиво на достоверных исторических фактах написан и роман Виктора Кокосова «Струги на Неве». Многоплановое произведение уносит читателей в середину ХVII века, когда русский царь Алексей Михайлович, за полвека до Петра Великого, решился распахнуть дверь в Европу.

Царево войско стоит под Ригой. Стольник царя Петр Потемкин берет Ниеншанц и, разрушив его, осаждает Орешек. В это время другой стольник Петр Пушкин осаждает Карелу, а Семен Змеев строит на верфях Смоленска струги.

На этих стругах воины Потемкина вместе с казаками зайдут в Неву и захватят шведские суда.

Вкрапливая в текст повествования, в диалоги и монологи героев романа старорусские выражения, Виктор Кокосов еще больше приближает читателей к той далекой эпохе. Вместе с описанием событий, где с точностью передается и пейзаж, и атрибуты одежды, вооружения, автор достигает подлинной достоверности, что так необходимо для исторического произведения. А еще писатель открывает читателю новую страницу нашей истории, замалчивавшую исследователями.

Новые страницы истории, но уже из ХХ века открылись и в романе «Паша – река Великая», презентация которого состоялась у меня в том же зале № 3.

Произведение посвящено участникам событий, происходивших в предвоенные годы и первый год Великой Отечественной войны, в приграничном, а с началом войны прифронтовом, Пашском районе Ленинградской области. Я попытался раскрыть в нем характерные черты советских людей: бывших офицеров царской армии, партийных, советских деятелей, рабочих, крестьян, жен и детей «врагов народа», арестованных НКВД и расстрелянных по решениям «троек».

Используя рассекреченные партийные документы архива я получил возможность показать не отшлифованную временем обстановку в Пашском райкоме партии, райисполкоме, Ленинградском обкоме партии. Официальные письма, распоряжения с грифом «Секретно», дневниковые записи не только помогли передать тревоги людей в канун войны и в ее начале, но и дух того времени.

Среди нескольких сюжетных линий, проходящих через роман, особо отличается подвиг 800 девушек-блокадниц, прибывших на реку Пашу в феврале 1942 года. К тому времени на главной запани реки скопилось 420 тысяч кубометров леса. Эта древесно-ледяная масса весом в полмиллиона тон весной должна была двинуться вниз по Паше. Она бы снесла железнодорожный мост, соединяющий север и центр страны, а лес, заготовленный для блокадного Ленинграда, разбросало бы по Ладожскому озеру. Но девушки вместе с небольшим отрядом местных жителей, собранным из стариков и детей, выиграли сражение у природы.

…Выходя из зала № 3, я невольно взглянул на большую концертную площадку. Там проверяли звучание микрофонов – затевалось очередное действо. И не зависть, нет, а упрямая уверенность вдруг пришла ко мне:

– Пройдет совсем немного времени, и голоса наших прозаиков будут тоже звучать здесь!

Владимир Васильев,
член Союза писателей России