«Но Русской Вере не изменим мы и не забудем Языка Родного!»

(О творчестве поэта Белой Гвардии Арсения Несмелова)

9 декабря 2019 года в Доме писателя Санкт-Петербурга состоялось очередное занятие поэтической студии «Метафора» (руководитель – Борис Александрович Орлов, председатель правления Санкт-Петербургского отделения СП России). Семинары «Метафора» знакомят широкий круг читателей с жизнью и творчеством достойных поэтов, чьи имена в силу различных причин и обстоятельств сейчас, увы, «не на слуху». Это относится и к Арсению Ивановичу Несмелову (1889-1945). Хотя как сказать… Многие ли наши современники знают, что «шлягер» начала 2000-х гг. «Каждый хочет любить», с успехом исполненный Валерием Леонтьевым, написан в 1920 году видным поэтом русской эмиграции Арсением Несмеловым? Ещё одна песня на стихи А. Несмелова «Волчья страсть» – победила на конкурсе  «Песня года – 2002».

Борис Орлов познакомил собравшихся с жизнью и творчеством Арсения Несмелова.

Арсений Иванович Митропольский  (Несмелов – это поэтический псевдоним в честь памяти погибшего товарища) родился в Москве, в семье статского советника. Интересно, что он закончил Нижегородский кадетский корпус, в котором двадцатью годами раньше учился его любимый писатель А. И. Куприн. Печататься молодой Несмелов начал в 23-летнем возрасте. Его первая публикация вышла в журнале «Нива», первая книга «Военные странички: стихи и рассказы» была издана в Москве (1915г.).

В период Первой Мировой войны, с августа 1914 года Арсений Митропольский воевал на австрийском фронте – поручик 11-го гренадерского Фанагорийского полка. За исключительное бесстрашие был награждён четырьмя боевыми орденами. Славная история этого полка начиналась ещё во времена русско-турецких войн, Потёмкина и Суворова. Неслучайно родилось и само стихотворение Несмелова «Суворовское знамя»:

“Отступать! – и замолчали пушки,
Барабанщик-пулемёт умолк.
За черту пылавшей деревушки
Отошел Фанагорийский полк.
В это утро перебило лучших
Офицеров. Командир сражён.
И совсем молоденький поручик
Наш, четвёртый, принял батальон.
А при батальоне было знамя,
И молил поручик в грозный час,
Чтобы Небо сжалилось над нами,
Чтобы Бог святыню нашу спас.
Но уж слева дрогнули и справа, –
Враг наваливался, как медведь,
И защите знамени – со славой
Оставалось только умереть.
И тогда, клянусь – немало взоров
Тот навек запечатлело миг,
Сам генералиссимус Суворов
У святого знамени возник.
Был он худ, был с пудреной косицей,
Со звездою был его мундир.
Крикнул он: “За мной, фанагорийцы!
С Богом, батальонный командир!”
И обжёг приказ его, как лава,
Все сердца: святая тень зовёт!
Мчались слева, набегали справа,
Чтоб, столкнувшись, ринуться вперёд!
Ярости удара штыкового
Враг не снёс; мы ураганно шли,
Только командира молодого
Мёртвым мы в деревню принесли…
И у гроба – это вспомнит каждый
Летописец жизни фронтовой –
Сам Суворов плакал: ночью дважды
Часовые видели его”.

Как видим, Арсению Несмелову свойственно правдивое описание военных событий в стиле балладных поэм. «Несмелов принадлежит традиции поэтов-воинов, где в едином строю – Денис Давыдов, Бестужев-Марлинский, Лермонтов, Гумилёв и ещё многие. Правда, опыт последних отягощён горьким знанием уже войны гражданской, самой страшной из войн» (Андрей Можаев).

Осенью 1917 года он принимал участие в антибольшевистском восстании юнкеров в Москве (позже описал его в поэме «Восстание»). Затем воевал в войсках генерала В.О. Каппеля, участвовал в Сибирском Ледяном походе. В ноябре 1919 года генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель, оставив Омск, двинул 30-тысячную армию к Иркутску, чтобы освободить захваченного чехами адмирала Колчака. Шли с постоянными боями от города к городу: Омск – Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул – Красноярск…

Однако освободить Колчака не успели – он был выдан большевикам и расстрелян. Тогда каппелевцы обошли Иркутск и двумя колоннами вышли к Байкалу. Перейдя озеро по льду, они вышли на ст. Мысовая, где их ожидали войска Семёнова – атамана Забайкальского казачества и санитарные поезда. Всего в ходе Сибирского Ледяного похода с боями было преодолено более тысячи километров.

Позднее был учреждён знак «За великий Сибирский поход» – на его колодке, обтянутой чёрно-оранжевой ленточкой изображён меч в терновом венце.

По окончании похода Арсений Иванович оказался на территории Дальневосточной Республики (ДВР), где до 1922 года советской власти ещё не было. До поры до времени бывших белогвардейцев не трогали, правда, с 1922 года они находились под надзором ОГПУ без права выезда. Именно в Приморье, во Владивостоке и появляется поэт Несмелов.  Он издаёт сборники стихотворений «Стихи», «Уступы», поэму «Тихвин».

В 1924 году, заблаговременно узнав о готовящихся новой властью расправах, он покинул Родину – через глухую тайгу и через советско-китайскую границу сумел добраться до Харбина – главного дальневосточного центра русской эмиграции. Именно в Харбине талант Несмелова раскрылся во всей полноте и красе. Широкую известность получили его стихи «Цареубийцы», «Пять рукопожатий», «Моим судьям», «Василий Казанцев» и др. Особую популярность имела его крайне необычная и оттого захватывающая «Баллада о даурском бароне» (пропотипом послужил барон Унгерн). Её  переписывали и передавали из рук в руки.

…Я слышал:
В монгольских унылых улусах
Ребёнка качая при дымном огне,
Раскосая женщина в кольцах и бусах
Поёт о бароне на чёрном коне.
И будто бы в дни,
Когда в яростной злобе
Шевелится буря в горячем песке,
Огромный,
Он мчит над пустынею Гоби,
И ворон сидит у него на плече.

Стихи Несмелова публиковались не только в изданиях русской эмиграции в  Китае и в Европе, но даже и в советском журнале «Сибирские огни» (1927-1929). И это несмотря на то, что Несмелов не скрывал и не менял своих убеждений, оставаясь православным монархистом и идейным противником социализма. В Китае вышли его книги: «Кровавый отблеск», «Без России», «Через океан», «Только такие»  и др.

Творчество Арсения Несмелова знали и высоко оценивали Борис Пастернак, Марина Цветаева, Николай Асеев, Леонид Мартынов. Для его поэзии характерны глубина, образность и метафоричность, постоянное обращение к русской истории, тоска по утраченной Родине. Это был подлинный и вдохновенный певец Белого Движения, искренне преданный его идеалам. В стихотворении «Великим Постом» есть строки, которые могли бы стать личным девизом Арсения Несмелова:

Чем нам трудней, тем крепче вера в нас.
И в этом, думается, наша сила:
Как древних предков, нас благословила
Твоя рука, Нерукотворный Спас!
С какою бы гримасою суровой
Грядущий день ни выходил из тьмы,
Но русской вере не изменим мы
И не забудем языка родного!

После вступления советских войск в Харбин (август 1945) Несмелов был арестован  и переправлен в СССР.  Жизнь его в том же году оборвалась в тюремной камере…

В Гражданской, братоубийственной войне не бывает победителей. Это страшная трагедия, последствия которой не изжиты российским обществом и до сих пор… Но история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения.

А творчество замечательного русского поэта Арсения Несмелова возвращается из небытия. Вычеркнуть его из истории отечественной литературы невозможно. Выходят книги, антологии, труды исследователей.  Его стихи и произведения других замечательных поэтов из «белого стана» – Н. Туроверова, М. Колосовой, И. Савина, С. Бехтеева обретают своих читателей и исследователей. Например, в 2008 году в изд-ве Московского гуманитарного университета им. М.А. Шолохова вышла антология «Поэты Белой гвардии. Меч в терновом венце» под редакцией и с предисловием известного современного поэта, издателя журнала «Молодая гвардия» В. В. Хатюшина.

Борис Орлов, Татьяна Никольская, Ирина Катченкова, Ольга Нефёдова-Грунтова прочли стихи А.Несмелова, поделились размышлениями о творчестве поэта. Свои новые стихи прочли Ольга Нефёдова-Грунтова, Игорь Константинов, Борис Орлов. Марина Скородумова поделилась воспоминаниями о заседании «Метафоры», посвященном Юрию Кузнецову. В семинаре также приняли участие И. Жаркова, Н.Гончарова.

Следующее занятие «Метафоры» пройдет в январе 2020 года. Оно будет посвящено нашему современнику – новгородскому поэту и художнику Сергею Владимировичу Иванову (1950-2017).

Авторы: Ольга Мальцева и Ирина Катченкова

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор десятка книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.