«На лист я рассыпаю зёрна слов…»

3 декабря на занятии в Поэтической мастерской присутствовало более двадцати человек. Начало календарной зимы обещало быть очень насыщенным. В плане занятия – разбор подборок стихов двух авторов, которые впервые пришли в мастерскую только этой осенью. В каждой подборке – более десяти стихотворений.

Первой прочитала свои стихи Наталья Журавлёва. У неё самой выпущено пять поэтических книг и по сей день она ведёт ЛИТО «Огни Гавани» на Васильевском острове.

Кстати, в заголовок отчёта я вынесла строку из одного стихотворения Н. Журавлёвой.

Подборка в целом понравилась. Все слушатели отметили наличие поэтической логики в стихах, разнообразие рифмовок, напевность, отсутствие ошибок.

Назначенные заранее оппоненты были более конкретны.

Михаил Неквас отметил, что правильно составлена сама подборка: последующее стихотворение вытекает из предыдущего. Также он остановился детально на каждом стихотворении и, похвалив автора за хорошее владение стихосложением, подчеркнул, что нет поэтических открытий, всё достаточно эмоционально монотонно и ровно, несмотря на разные рифмовки.

Александр Конопатский построчно анализировал каждое стихотворение с подробной записью подмеченных на его взгляд недочётов. Лучшими стихами, при условии тщательной доработки, он назвал «Два одиночества», «Элегия», «Падение» и «Творение». Из недочётов во всей подборке: красивости, штампы и оторванность от реальности.

В заключение Борис Краснов сказал, что подборка формально хорошая, ритмически каждое стихотворение легко ложится на мелодию, но не хватает индивидуальности, и посоветовал Наталье как бы «заглянуть в себя» и обязательно читать побольше современной поэзии.

Хочется привести отрывок из стихотворения Натальи:

…Короче дни. Темнее ночи.

Дрожит неверная рука…

Но ты придёшь, обнимешь молча,

И сгинет чёрная тоска.

И снова небо станет звёздно,

С утра ворвётся свет в окно.

 

Страшиться жизни, право, поздно.

Страшится вечности – смешно.

 

Одна из задач поэта – уметь находить и использовать незатёртые слова, то есть те, которые не столь часто употребляются всеми.

После перерыва свою подборку прочитал Александр Александров, художник по основной профессии. У него издано шесть книг.

«Стихи художника, – как выразилась Наталья Апрельская, – это природно-поэтический ажур с мистически-философским подтекстом».

Хорошая лексика, образы, интересные рифмы, есть некая недосказанность. Не хватает раскованности, логики. Так отметили участники мастерской «на слух». Более подробно разобрали стихи назначенные ранее оппоненты.

Олег Клим очень критически и скрупулёзно подошел к поставленной задаче. Он отметил, что не нашёл в стихах художественной правды, естественности, жизненности. Отсутствие конкретики снижает их уровень.

Елена Гофман сказала, что автору необходимо научиться композиционно подходить к образам в стихах.

Людмила Новикова оценила подборку А. Александрова в целом: по жанру – это лирика, используются развёрнутые метафоры, гиперболы, автор чувствует ритм, меняет его от стиха к стиху, есть интересные образы, находки, но порой портят впечатление неточные рифмы и неточные слова. Также рецензент отметила, что поэту надо работать над композицией и логическим построением стихотворений.

Хочется привести стихотворение А. Александрова «Амулет» (отрывок):

 

Амулетом невезенья,

Аккурат под Новый год,

На обочине веселья

Оказались пёс и кот.

 

Гон предпраздничного бега,

Суетою полный, и –

Белый пёс, грязнее снега;

Кот, чернее полыньи.

 

…И в мольбе четыре глаза,

Незвериною тоской

Пробуравливали лазы

В грешной совести людской…

 

Пожелание Александру: ходить на мастерскую и работать над стихами, прислушиваясь к замечаниям.

Оба рецензируемых поэта поблагодарили участников мастерской за конструктивную критику и выразили надежду на свой дальнейший поэтический рост.

Поэт, член Союза писателей России, член бюро Секции поэзии, автор 7 книг, участник Поэтической мастерской им.Ю.Шестакова и литературной студии «Меловая черта».