Эмоциональный интеллект «Дереветра»

В первой части вечера, которую вёл Антон Погребняк, рассказывалось им же о творчестве и жизни, поэзии и мировоззрении, прошлом и актуальном, условно говоря об обособленности и в то же время центральности необычайного Геннадия Айги. Рассказывалось так заразительно, что ни у кого не осталось вопросов, кто именно такой всем знакомый и не до конца знакомый Геннадий Айги, зачем встречаться, чтобы говорить о нём, какой смысл в рассказе о прочитанной огромной книге интервью и стихов Геннадия, где перед нами встаёт совсем иной, заграничный 1974 год, в котором гипер-современно и остро стоят вопросы нашего 2019-го, ещё не до конца проснувшегося в Петербурге 21 века. Вопросы литературы и личности, становления и размывания, выхода в свет и — болотистой засасывающей в себя тени, каким бы ярким деятелем искусства ты ни был сегодня. Знакомо, правда? А ведь об этом он говорит в 1974-м.  Интервью как отдельный жанр поэзии Айги. Рассказ Антона как личное переживание, ставшее побуждением остальным присутствующим.

Воздух был пропитан особенной дереветреной атмосферой, которую не объяснить словами, так как она содержит в себе вещество иного свойства: недоказуемую значимость, и ценности, лежащие вне материального мира. Которые не становятся меньше, если посторонним, привыкшим смотреть на буквы и на язык как материю, на них сказать «пф». Ни у кого не осталось вопроса, зачем и для чего это. Кроме Алексея Сахарчука. Сигнал к этому был ещё до начала семинара, когда Алексей схватил подвернувшуюся под руку литературную газету и яростно её разобрал, показав, сколько в ней литературы (нисколько). И это было проявлением его сильной стороны, отдельным интересным номером. А тут, закономерно, после улетевших в небеса слушателей Антона-Айги — пришло удручённое внезапной рефлексией состояние нашего юного критика.

Но не спешите, мой любимый читатель. Чтобы докипеть непониманием и бесконтрольностью происходящего (ведь мы имеем дело с душой, о какое высокопарное слово, что же это такое душа и кто не видел — однако именно она говорила нами первую половина вечера) ему ещё предстояло услышать дебют чтения нашего спецгостя — известного чайного мастера и впервые открывшегося как поэт Андрея Липатова. Андрей был спокоен и добродушен, он читал стихи, совершенно не похожие на то, что обычно пишут начинающие авторы — а ведь именно таким автором он был в девяностых годах, откуда родом прочитанные тексты. Вечер переполнился непонятной критическому слуху раскрытостью. Но «мир стремится к равновесию», и вторая часть вечера внезапно оказалась ток-шоу «Окна», с той поправкой, что их было не закрыть, ведь шоу велось в прямом эфире. И без запикивания. Лёша ругался, что никто не ругается, потерял опору вне материи. Кричал, что слишком много личного; наверное, больше всего личного было в этом трогательном выступлении.

В конце концов, Дереветер всегда отличала психология и философия — неуместные для литературной работы, с точки зрения литкритиков, науки. С точки зрения эмоциональных, трогательных и ищущих себя критиков. Которые давно с нами и проходят Дереветер как любопытнейший ох неслучайный квест. Подумать только, как порой нас приводит судьба именно в противоположное нашим убеждениям место. И так прочно там держит, что — противоположное ли? Одна из сильных сторон Дереветра — открывать людям их неожиданные стороны. Мы своеобразная крона для белых ворон. Таковы уж личностные качества ведущих, тут нельзя пренебречь главным. Личностным. Слишком много от этого зависит.

Верю Знаю, что в мире современной критики наш критик точно белая ворона. Главное не бояться быть первопроходцем и ставить на то, чем другие считают не комильфо пользоваться — например, добротой. Не принято быть добрым в мире критики. Принято общаться фамилиями и начинать статьи с цитат. А наш — не такой как все. Может быть, это первый критик, кто поставит в основу свою доброту. Не опасайся быть добрым и богатым на эмоциональный интеллект (ведь именно это в литературной работе хочется убрать, да?)

Не ожидала такой сплочённости, кстати, в участниках. Оказывается, Дереветер дом для многих.

«Интриги-скандалы-расследования-не переключайтесь». До встреч в пространстве новых стихов. Прочтём на следующем Дереветре больше чем обычно, чую.

Поэт, прозаик, художник. Редактор, корректор, иллюстратор, составитель и соиздатель ряда книг современной поэзии и прозы. В разные годы работала в периодических изданиях (журнал «Вокзал», журнал «Аврора» и др.). Лауреат премий «Зинзивер», «Дети Ра», «Молодой Петербург», «Писатель XXI века». Автор поэтических книг «Фотоны», «Дереветер», «Бес Сердечный», прозаических – «Обратная Сторона», «Да нет». Член Союза писателей Санкт-Петербурга. Ведущая Лито «Дереветер». Редактор одноимённого сборника Лито.