«Что в имени тебе моем…». Памяти Дмитрия Хворостовского

Совершенно потрясающий вечер, посвященный памяти Дмитрия Хворостовского, состоялся сегодня, 22.11.2019 в Белом зале администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Здесь, в этом зале по ул. Большая Монетная, 19, мне приходилось бывать и раньше. Всякий раз я удивлялась теплоте и радушию замечательных устроителей самых разнообразных музыкальных и творческих встреч.

Каждое подобное мероприятие – это возможность открыть для себя новые лица, новые имена, возможность прикоснуться к прекрасному, доброму, вечному. Не так давно услышала фразу, с которой полностью согласна: «искоренить искусством зло невозможно – искусство существует для поддержания духа».

Сегодняшний вечер был для меня особенным, ведь Дмитрий Хворостовский – мой земляк. О том, что мы жили по соседству, я узнала, когда в Красноярске, совсем рядом, на фасаде дома номер 55 по проспекту Красноярский рабочий, появилась мемориальная доска в его честь. Вот такое удивительное открытие: наше детство, оказывается, проходило на одних и тех же улицах, в тех же дворах, в одно и то же время. Такие вот параллели и меридианы.

«Что в имени тебе моем…» – под таким названием и таким риторически-философским лейтмотивом открывался вечер памяти, увязывая имена Пушкина и Хворостовского с вечностью. Время связано с изменениями, а вечность – с постоянством. В том числе, – с постоянством памяти. Ведь пока помнят потомки выдающихся представителей своего и ушедшего времени – они живы.

В этом году весь мир отмечает 220 лет со дня рождения Пушкина. Пушкина знают, помнят, любят, читают, цитируют во всём мире. 22.11.2017 года начался новый отсчет – два года со дня смерти Дмитрия Хворостовского. Время пошло. «Что в имени тебе моем…». Мы ежедневно и многократно можем слышать десятки, сотни, тысячи имен, но память сохранит только те, которые тронули нашу душу, задели наши сердца.

Когда на одной из своих телевизионных передач Владимир Познер спросил у Дмитрия Хворостовского с кем из ныне живущих или ныне умерших Вы хотели бы поговорить, он не задумываясь ответил: «С Пушкиным».

Ирина Евгеньевна Иванченко – искусствовед и ведущая сегодняшнего вечера – поведала много нового и интересного о жизни нашего соотечественника, ставшего уже легендарным. А для сравнения привела такой исторический факт: за два года в маленьком Уругвае – одной из не многих стран, в которых Дмитрий Хворостовский ни разу не был, – на государственном уровне было проведено 16 вечеров, посвященных памяти нашего великого певца. А в России…Загадка.

Сама Ирина Евгеньевна стала исследователем биографии и творчества Дмитрия Хворостовского по велению своего сердца, с одним желанием – сохранить и донести до людей память об этом человеке…

Талантливых людей – великое множество! Их можно бесконечно и бесконечно открывать для себя. В чем же величие избранных? Я думаю, – в величии их души. Вот и Хворостовский, став достоянием всего мира, и с 1994 года проживая в Лондоне, оставался патриотом России, истинно русским, простым и душевным, – и в этом его величие (помимо таланта). На слова «въедливых» репортеров о его проживании за пределами родины, отвечал просто: «Был, есть и остаюсь русским, а здесь я представляю величие России».

Как оказалось, не просто «представлял», а защищал Россию доступными ему средствами – с честью и достоинством. Присутствующие на вечере, знавшие Дмитрия Хворостовского лично, – отметили очень интересные факты биографии, которые как раз и свидетельствуют о величии души этого по-настоящему русского человека.

В 2007 году Хворостовский отказался от участия в опере мюнхенского «Евгения Онегина», и был готов отстаивать честь пушкинского творения, и свою собственную честь (а значит – и честь России) в суде, если хоть малой долей это произведение в новой, искаженной интерпретации, коснется его имени. “Евгений Онегин” Чайковского – самая репертуарная русская опера в мире. Мы всегда знали Онегина «другим», в его классическом понимании, а слова Татьяны «…но я другому отдана и буду век ему верна…» были совсем не двусмысленны.

Что же изменилось в сознании людей? Мир удивительным образом сходит с ума, и нет «того» Онегина, нет «той» Татьяны. Ничего нового «новаторы» современности предложить не могут, кроме как исказить уже известное, ранее признанное. Настоящее же искусство сохраняется, в том числе, благодаря усилиям таких ярких его представителей, как Дмитрий Хворостовский, для которых честь и достоинство значительно важнее предлагаемых гонораров.

Дмитрий Хворостовский по всему миру дал более 760 (только оперных) представлений. А сколько встреч, концертов с его участием прошло на наших и зарубежных сценах… Можно посчитать… Но не гонорары, а то, сколько им сделано для поддержания духа, не иначе, – духа, духовности, душевности, чистоты, простоты, величия русского народа, для поддержания подлинного искусства. Звездность ему самому была чужда, он ценил талантливых людей, открывал новые имена, умел дружить, поддерживал целые коллективы.

Таким коллективом, вошедшим в круг его творческой семьи, стал ансамбль «Стиль ПЯТИ», руководитель ансамбля – Евгений Александрович Стецюк. Об этом ансамбле я услышала впервые, и впервые увидела их на этом вечере. Зрители и слушатели в зале были потрясены гармонией звука.  Даже для человека, ничего не смыслящего в музыкальном искусстве, волшебное воздействие было столь очевидным, что зал не просто аплодировал – он взрывался аплодисментами под крики «Браво!».

Любимое произведение Дмитрия Хворостовского «Памяти Есенина» в исполнении этого ансамбля прозвучало так, что передать эти эмоции просто невозможно – их надо пережить. «Не фотографируйте, – улыбаясь, призывает Наталья Шкребко (одна из замечательных «Пяти»), – мы везде, где в концертах с народными песнями выступает Дмитрий Хворостовский». И это тоже факт биографии Дмитрия Хворостовского: только однажды услышав звучание музыкальных композиций в исполнении этого ансамбля, он уже не расставался с ними никогда. Единым творческим союзом они делали по 14 выездов в год по всему миру, представляя русскую народную песню в виртуозном её исполнении.

Ансамбль “Стиль ПЯТИ» (квинтет русских народных инструментов), Ирина Евгеньевна Иванченко, финалист конкурса «Синяя птица» Юлия Малинова, и другие – безусловно стали настоящим открытием для многих, сидящих в этом зале, кто соприкоснулся с их творчеством впервые.

ЛИТО «Под сенью Лавры» Андрея Вадимовича Грунтовского расширяет границы своего взаимодействия, ходит в гости и приглашает к себе.

Остается только сказать огромное спасибо устроителям этого замечательного вечера: библиотеке имени Б.Лавренева на Карповке и ее заведующей Горбачевой Анне Сергеевне; Наталье Николаевне Федосеевой – ведущему библиотекарю методического отдела и бессменному вдохновителю незабываемых мероприятий; администрации Петроградского района, всем участникам и организаторам вечера – за возможность и доступность таких встреч.

Напоминаем: на Звенигородской, 22 по четным (2 и 4) пятницам Андрей Вадимович продолжает чтение лекций из цикла «Философия и богословие». На этот раз тема “богословие в песнях”, в основе исследования которой, лежит глубокая связь устной и фольклорной традиции, древнерусской литературы и книжного богословия.

Гостями ЛИТО стали: Юрий Санников, Наталья Зубарева и Сергей Дьяков, которые приняли участие в очередном семинаре и читали свои стихи.

“Новости ЛИТО, а также новые стихи и прозу Андрея Грунтовского смотрите на его страничке В Контакте: https://vk.com/id4729072

Наталья Шелехова