От современников до классиков

19 ноября 2019 года занятие Поэтической мастерской началось с сообщения Бориса Краснова о конкурсе мелодекламации, в котором он участвовал в составе жюри. Конкурс был ориентирован на молодежь и проходил в Доме молодежи. Борис Николаевич отметил преобладание негативного взгляда на жизнь у молодых поэтов, почти полное отсутствие пейзажной лирики и зачитал некоторые стихи призёров.

Затем Борис Краснов представил антологию поэзии начала XXI века. Составители включили в нее стихи поэтов разных направлений: от стихов скандально известной Наташи Романовой до ставшими уже классическими стихами Геннадия Григорьева. Затем Борис зачитал из журнал «Нева» за 1983 год стихи, которые писали в те годы Григорьев, сам Краснов, Сергей Николаев, Надежда Смирнова. Некоторые поэты остались верны своим темам, принципам классической русской поэзии, а некоторые стали писать на злобу дня или искать себя в других темах и направлениях.

Часто подобные поиски уводили поэтов в поэтические сумерки, где не требуется высокий поэтический уровень, а поиски себя и смысла жизни подменяются эпатажем и модными веяниями в поэзии. Подобных стихов становится все больше, количество поэтов растет космическими темпами. Но к чему это ведет? Нужны ли такие островки русской словесности, как наша Мастерская с ее высокими требованиями к уровню поэзии и личности поэта, в океане шумовой поэзии? В океане, где все кричат и не слышат друг друга…

Вторая часть занятия началась с информации Бориса Александровича Орлова о культурном форуме, который проходил в нашем городе.

Затем были заслушаны стихи новых участником Мастерской Наталии Пономаренко и Натальи Журавлевой. И только потом перешли к обсуждению домашнего задания.

Заданием было дать критический анализ одного самостоятельно выбранного стихотворения. Михаил Неквас представил анализ стихотворения Виктора Сосноры «Вдохновенье! – / июльским утром / вдох за вдохом вдыхая небо, / начертать сто поэм в минуту, / над блокнотом согнувшись немо…». Михаил проанализировал приемы, которые Соснора использовал – повторы, ассонансы, аллитерации для того, «чтобы рифмы, как взмахи бритвы, / заполыхали на Солнце!».

Затем Наталья Апрельская очень эмоционально познакомила нас со стихотворением Вероники Тушновой «В чем отказала я тебе, скажи?». Возникла идея провести занятие о творчестве этой поэтессы.

Наталья Пономаренко попыталась проанализировать стихотворение Максимилиана Волошина «Отливают волны глянцем».

Приятным сюрпризом для всех, и особенно для Арины Арсеньевой, стал разбор Сергеем Дьяковым стихотворения Арины «На Дворцовой». Анализ был сделал очень толково, основательно, технично.

В завершение занятия выступила Арина Арсеньева с критическим разбором стихотворения Владислава Ходасевича «Перед зеркалом».

«Я, я, я! Что за дикое слово!
Неужели вон тот – это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?…»

Арина описала жизненные условия, в которых оказался поэт во время создания этого стихотворения, критическое душевное состояние поэта, его поиски себя, узнавания себя в прошлом и настоящем. Она обратилась к другим поэтам серебряного века, сравнила поиски самоидентичности Ходасевича, Есенина и других. Обратилась к совершенно магическому образу зеркала в поэзии. Арина провела целое исследование, проделала огромную работу. Из ее разбора может получиться хорошая интересная статья о творчестве замечательного поэта, который не делил людей на правых и левых, не боролся ПРОТИВ, а боролся ЗА – искал себя в сложном очень враждебном таинственном мире, искал себя, искал истину.

Прошло сто лет. Стихи Владислава Ходасевича читают немногие. Но он интересен нам. И наша задача сохранить этот интерес в своем сердце через творчество, в своих стихах и размышлениях.