О творчестве Алексея Суркова

 «Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы…»
Алексей Сурков

В Петербургском Доме писателя 11 ноября 2019г. под руководством Бориса Александровича Орлова, председателя Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, на очередном семинаре студии «Метафора» вспоминали творчество замечательного русского поэта, фронтовика и военного корреспондента в годы Великой Отечественной войны, Алексея Александровича Суркова (1899-1983), автора известных песен: «В землянке» (Бьётся в тесной печурке огонь, …), «Песня смелых» (Смелого пуля боится…), «Песня защитников Москвы» (Мы не дрогнем в бою…), «Конармейская песня» (По военной дороге …), «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака…»,   и многих других.

В семинаре принимали участие: Борис Орлов, Раиса Мечиташвили, Ольга Мальцева, Татьяна Никольская, Ирина Катченкова, Ольга Мокрак, Ольга Державина, Геннадий Тарбеев, Лада Григорьева, Евгений Мирапов.

Борис Орлов говорил о главной наболевшей теме в современной России: молодежь мало читает, имеет слабые знания по русскому языку, снизился интерес к русской классической и советской литературе, в произведениях молодых писателей, при отсутствии содержания, преобладает главное желание – выделиться, показать свою оригинальность. Уходят в забвение имена лучших советских поэтов: Михаила Дудина, Константина Симонова, Алексея Суркова, Николая Старшинова, Арсения Тарковского, Дмитрия Кедрина, Анатолия Жигулина и многих др. Не случайно к вопросу сохранения русского языка и литературы обратил внимание президент России, говоря о «возвращении к своим духовным   и историческим ценностям, основами которых всегда были русский язык и русская классическая литература».

В связи с 120-летием со дня рождения Алексея Суркова, Орлов поделился личными воспоминаниями о большом писателе, с которым он познакомился в период учебы в Литературном институте в Москве. Алексей Сурков, закаленный на дорогах гражданской и Великой Отечественной войны, в 70-е годы имел колоссальный творческий опыт и высокий авторитет. В годы войны был ответственным редактором «Литературной газеты» и ответственным редактором журнала «Огонёк» (1945-1953). С 1962 года – главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотека поэта». Выпустил полтора десятка поэтических сборников. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952-1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1966). Депутат ВС СССР (с 1954 года) Член ВСМ. С 1949 года заместитель генерального секретаря, в 1953-1959г.г.  – первый секретарь СП СССР. В 1950-е годы был ректором Литературного института им. А. М. Горького.

Орлов напомнил, что Константин Симонов и Алексей Сурков были фронтовыми друзьями (хотя Симонов на 15 лет моложе). По воспоминаниям, связанным с периодом «дела врачей» Симонов писал: «Сурков глубоко, органически презирал и ненавидел и антисемитизм как явление, и антисемитов как его персональных носителей, не скрывал этого и в своем резком отпоре всему, с этим связанному, был последовательнее и смелее меня и Фадеева.» Известное стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» написано в 1941 году и посвящено  Алексею Суркову.
Борису Орлову довелось присутствовать на похоронах Константина Симонова в  Москве и там пообщаться со своим ярославским земляком. Они встречались на  Всесоюзных конференциях, на юбилее Литературного института в 1978 году и на других мероприятиях. «В творчестве Суркова отражена чёткая позиция верного патриота своей Родины, и в жизни он неколебимо был верен своим убеждениям. В стихах Суркова, солдата гражданской и Великой Отечественной войны, как отмечали и друзья-современники, – «суровость тона и скупость красок» естественно сплавлены с сердечным, поистине народным лиризмом», – подчеркнул Орлов.

В землянке

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти  – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
1941

В военные годы Сурков работал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда» и в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте, он смог выбраться из землянки и добраться до своих; вся его шинель оказалась посечена осколками. Тогда он сказал: «А до смерти – четыре шага»; после этого оставалось дописать: «До тебя мне дойти нелегко…»

Об истории этой знаменитой фронтовой песни Сурков писал: «Родилась эта песня, – случай­но… Это были шестнадцать строк из письма жене, Софье Андреевне (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь).  Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…, а в феврале 1942 года приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и просил «что-нибудь, на что можно написать песню»… И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого лирического стихотворения не выйдет… Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и спел новую песню «В землянке»… И сразу стало видно, что песня «пойдет».

Первые стихотворения А. А. Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете» в 1918г.  Первая книга стихов «Запев» вышла в Москве в 1930 году. Затем были изданы сборники: «Стихи» (1931), «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1936), «Солдаты Октября», «Так мы росли» (1938), «Это было на севере» (1940), «Декабрь под Москвой» (1942), «Большая война» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Фронтовая тетрадь», «Россия карающая» (1944).

Июльский день

Жарища жаждой глотки обожгла,
Скоробила рубахи солью пота.
По улицам притихшего села
Проходит запыленная пехота.

Вплетенные в неровный стук подков,
Шаги пехоты тяжелы и глухи.
Зажав губами кончики платков,
Стоят у тына скорбные старухи.

Стоят, скрестив на высохшей груди
Морщинистые, старческие руки.
Взгляни в глаза им. Ближе подойди.
Прислушайся к немому крику муки.

Неотвратимый материнский взгляд
Стыдом и болью сердце ранит снова.
Он требует: — Солдат, вернись назад,
Прикрой отвагой сень родного крова!

— Остановись, солдат!- кричит земля
И каждый колос, ждущий обмолота…
Тяжелыми ботинками пыля,
Уходит в поле, на восток, пехота.

1942

 Послевоенные издания: «Сердце мира», «Дорога к победе», «Избранные стихи», «Миру – мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969), «После войны» – стихи 1945-1970 годов» (1972); «Избранные стихи» в 2 томах (Москва, 1974) и «Собрание сочинений» в 4 томах (Москва, 1965-1966).

***

Мост. Подъем. И с крутого взгорья
Вид на выжженное село.
Зачерпнули мы злого горя,
Сколько сердце вместить могло.

Мы в походе не спим недели,
Извелись от гнилой воды;
Наши волосы поседели
От своей и чужой беды.

Мы идем, врагов настигая
На развалинах городов.
Ширь отбитых полей нагая
Нам дороже райских садов.

Будет нами прожит и выжит
Этот третий, жестокий год,
Нашу нежность злоба не выжжет,
Если в сердце любовь живет.

Стихи поэта, проникнутые подлинным чувством советского патриота, переведены на десятки языков. Кроме стихов Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962). Переводил стихи Мао Цзэдуна, Николаса Гильена, Янки Купалы, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Христо Ботева…

Таким он и остался в памяти современников – волевой, целеустремлённый, смелый, открытый людям.

Алексей Сурков в 20-е годы.

Алексей Александрович Сурков родился в крестьянской семье 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево, где учился в школе (ныне Рыбинского района Ярославской области); его предки были крепостными дворян Михалковых. В 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» (под псевдонимом А. Гутуевский).

В 1918 году Сурков добровольцем ушел в РККА (Красная армия сухопутных войск и военно-воздушного флота – РККА создана 23 февраля 1918 года  –  это День защитника Отечества). Сурков был участником Гражданской войны и Польского похода. До 1922 г. служил  пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против повстанцев А. С. Антонова.

По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922-1924 годах работал в читальне в соседнем селе Волково, секретарём волисполкома, полит-просветительским организатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда». Член ВКП(б) с 1925 года. 11 октября 1925 года был делегатом I Губернского съезда пролетарских писателей. В 1924-1926 годах –  первый секретарь Рыбинской организации комсомола. С 1925г. – селькор только что созданной губернской газеты «Северный комсомолец», а в 1926-1928 годах – её главный редактор. В мае 1928 года Сурков стал делегатом  I Всесоюзного съезда пролетарских писателей, после которого остался работать в Москве. В 1928 году был избран в руководство Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).

В 1931-1934 годах учился на факультете литературы в Институте красной профессуры, по окончании которого защитил диссертацию. В 1934-1939 годах преподавал в Литературном институте Союза писателей СССР, работал под руководством М. Горького, был заместителем редактора журнала «Литературная учёба». Участвовал в создании и деятельности Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ). Женился на Софье Антоновне Кревс, которую встретил в литературных кругах; родились дочь и сын.

Принимал участие в походе в Западную Белоруссию и в Финской кампании, где был сотрудником армейской газеты «Героический поход»; вернувшись, выпустил посвящённый этой войне «Декабрьский дневник». В 1940-1941 годах работал главным редактором журнала «Новый мир». Песни на стихи Суркова звучат в фильме Александра Роу «Конёк-горбунок» (1941). После командировки в 1944 году издал книгу очерков «Огни Большого Урала. Письма о советском тыле». В том же году участвовал в обсуждении проекта нового Гимна СССР. В июне 1945 года посетил Берлин, Лейпциг, Радебойль и Веймар; написал сборник стихов «Я пою Победу». Окончил войну в звании подполковника (1943).

По просьбе Анны Ахматовой Сурков оказывал помощь поэту Иосифу Бродскому, рекомендовал в Союз писателей братьев Стругацких, всегда помогал молодым писателям.

Алексей Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Труд Суркова отмечен множеством государственных наград :

Сталинская премия первой степени (1946)  за общеизвестные стихи и песни: «Песня смелых», «За нашей спиною Москва», «Песня о солдатской матери», «Победа», «Песня защитников Москвы», «Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «В смертном ознобе…»;

Сталинская премия второй степени (1951) за сборник стихов «Миру  мир !» (1950);
Герой Социалистического Труда (1969);
четыре ордена Ленина (1950; 1959;1967; 1969);
орден Октябрьской Революции (1979);
орден Красного Знамени (1945);
два ордена Красной Звезды (1940; 1942);
орден «Знак Почёта» (1939);
орден «Кирилл и Мефодий» (Болгария);
медаль имени Александра Фадеева (1972) и др. медали;
Международная Ботевская премия (1976);
Присвоено звание   почётный гражданин Рыбинска (1976);

Именем Суркова названы четырёхпалубный речной теплоход, улицы в Рыбинске и Ярославле.

 В мае 1999 года в деревне Кашино под Москвой ребята из клуба «Исток» города Истры установили памятный знак. На его открытии присутствовали ветераны 9-й гвардейской дивизии и дочь поэта  Наталья Алексеевна Суркова. В Истринском районе проводятся фестивали военной песни.

Творчество Суркова объёмно и многогранно  – он не только большой мастер патриотической песни, но и тонкий лирик, автор множества чисто лирических стихотворений:

***

Зазолотилось взгорье за окном,
В стеклярус капель дождевых одето.
С плодами, с хмелем, с молодым вином
В свои права вступает бабье лето.
Тепло ушло за горный перевал,
И поутру, предвестием метели,
Мороз колючим пухом оковал
Дубы, каштаны, голубые ели.
……………………………………

Писатель Вольфганг Казак отметил главное: « Некоторые из стихотворений Суркова, проникнутые ненавистью, гневом и болью, с их естественностью, доходчивостью и мужественностью, выгодно отличаются от общей массы тогдашних произведений с их пустой патетикой».

Войны имеют концы и начала…

………………………………

В битвах пропитаны наши шинели
Запахом крови и дымом костра.
В зной наши души не раз леденели,
В стужу сердца обжигала жара.

Шли мы в атаку по острым каменьям,
Зарева нас вырывали из тьмы.
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.

……………………………….

Стихи и песни Алексея Суркова, ставшие народными, поднимавшие солдат в бой во имя Победы, на все времена являются живыми свидетелями военных лет, в них  отражены главные чувства людей, готовых на подвиг во имя свободы  Родины. Поэзия суровых фронтовых и послевоенных лет создавала российскую поэтическую школу для поколения современных и будущих писателей.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, автор десятка книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.