Преемственность поколений. Шукшин. БЕГ. Маяковский

Сегодня, 09.11.2019 на сцене театра «Странник» состоялся очередной спектакль Андрея Грунтовского «Душа есть» по Шукшину. Зрителями и гостями на этот раз стали актеры молодежного театра «Бег», которые нанесли, так сказать, ответный визит.

Отзывы о спектакле можно прочесть на страничке Театра Народной Драмы https://vk.com/soulist0712 . Здесь же есть повод поговорить о другом – о преемственности поколений.

Культурная жизнь Санкт-Петербурга пестрит разнообразием представлений, в том числе, театральных, где каждый найдет своё.

Сколько разочарований принесло нам театральное искусство в постперестроечный период, и сколько раз я слышала слова благодарности в адрес Театра Народной Драмы от зрителей, уставших от фальши и подмены, допускаемой на известных театральных подмостках заслуженных и уважаемых театров.

Зрители устали от пошлости и цинизма, и говорят об этом вслух здесь – в одном из производственных помещений, переоборудованных под театр «Странник» на территории завода АТИ.

Только здесь, в этом зале на Цветочной, 16 находили и находят приют своей душе те, кто привык к иному пониманию театра. Те же, кто приходили в Театр Народной Драмы впервые, – уходили потрясенными до глубины души. Это факт. А первые впечатления, как известно редко нас обманывают.

Театр –особая среда. Я всегда была убеждена в том, что театр, как никакое другое искусство, должен «нести культуру в «массы»», должен вести за собой, воспитывать вкус, питать душу – так было всегда, в советские времена – уж точно! И, в этом смысле Театр Народной Драмы стал для меня открытием. На фоне всех других, «осовремененных» – этот театр не похож ни на какие другие.

Он и сегодня порадовал зрителя своей работой по трем рассказам Шукшина: представлены короткие, но яркие сюжеты о простых человеческих судьбах. В каждом эпизоде – обращение к душе человеческой. Она – есть!

Совсем недавно, совершенно случайно, я для себя открыла ещё один театр – молодежный. Премьера состоялась в Белом зале Маяковской библиотеки на Фонтанке 46 (отзывы здесь – https://vk.com/thedeathandlifeofwho https://vk.com/club66374018).

Молодежный театр БЕГ имеет собственное лицо. Помимо того, что театр – это искусство, надо сказать, что искусство это коллективное. Без единства взглядов внутри коллектива, невозможно создать целостный и гармоничный «продукт». А если такой и будет создан (вне единства), то вряд ли порадует зрителя.

Нельзя было не заметить параллель между постановками Андрея Грунтовского и Арсентия Ищенко (именно так зовут молодого человека, стоящего у истока молодежного театра БЕГ, он же – главный герой – Маяковский, он же – режиссер и сценарист). И тут, и там (и у Грунтовского, и у Ищенко) – жизнеописание. Но не просто жизнеописание, а погружение в эпоху и во внутренний мир писателя, поэта – совершенно уникальный жанр, позволяющий донести до зрителя отношение режиссера к реальным событиям, явлениям и процессам через судьбы главных героев, включая судьбу самого автора произведения. Конечно, у каждого – свой «герой», своё видение, свой «почерк», но сходство – в главном.

В этой аналогии (в этом сходстве) я увидела преемственность поколений – передачу во времени и пространстве главных ценностей. Ценность постановок молодежного театра БЕГ – в их содержании: не поверхностно-развлекательное шоу, а глубокий анализ личности и событий. Первая постановка Театра БЕГ (на минуточку!) являла собой повествование о трагических судьбах поэтов «Серебряного века». А участникам спектакля (актерам) – не больше 18 лет! Само за себя говорит…

Россия всегда была загадкой для всего мира. И вот уж истребляют её истребляют на протяжении веков, а она всё крепчает изнутри и крепчает – силами таких вот лучших её представителей.

Не так давно прочла статью А.Бойкова «Преступность, как форма социального протеста». Это чтиво о профессиональной адвокатской деятельности (а по сути – о нашей действительности) – не для слабонервных. В качестве эпиграфа к статье приводятся следующие слова: “…Кто не готов во имя защиты прав, интересов доверителя рисковать – отношением власть имущих, положением, репутацией, гонораром, – тот вряд ли сумеет пересечь рубеж, отделяющий шаблон озвучивания законов от искусства творить защиту” Валерий Борисов. “Секретное оружие защиты” (Российский адвокат. 2006. N 5. С. 33)

Возвращаюсь к параллелям, к преемственности. Эту фразу известного адвоката я вполне могла бы переадресовать деятелям искусства, перефразировав: «… кто не готов во имя защиты культурных завоеваний рисковать…, тот вряд ли сможет пресечь рубеж, отделяющий сохранение душ человеческих от их растления». В чем риск? Риск в том, что сегодня подлинное искусство, к сожалению, «не кормит» своего носителя.

Театр Народной Драмы несет «свой крест» сохранения народных традиций своими силами за свой собственный счет, являя собой «щит» на пути растления душ человеческих. В одиночку…

Впрочем, – нет. Его уже догоняет «БЕГ». Значит, не всё ещё потеряно! В смысле сохранения культуры. И – слава Богу!

Ребятам – актерам театра БЕГ – хочется пожелать: любите искусство в себе – оно в долгу перед вами не останется, даже если не будет вас кормить! Старайтесь держать планку не ниже той, которую вот уже 25 лет держит Театр Народной Драмы.

На поддержание таких театров не отпускается никаких средств: ни государственных, ни муниципальных. Их уже нет – подлинно народных театров, или ничтожно мало. Дворцы культуры заняты коммерческими структурами, но спасибо, что есть такие люди, которые возрождают народные традиции на заброшенных заводских территориях. Даже как-то символично (возрождаемся из руин). И люди идут.

Остается надеяться, что власти будут более внимательны и благосклонны к тем, что несет на собственных плечах миссию сохранения национальной культуры на «развалинах».

“Новости ЛИТО, а также новые стихи и прозу Андрея Грунтовского смотрите на его страничке В Контакте: https://vk.com/id4729072

Наталья Шелехова