Всероссийский Фестиваль литературных журналов «Волжская пристань», Ульяновск

15-16 июня в Ульяновске состоялся Всероссийский Фестиваль литературных журналов «Волжская пристань». Как и в прошлом году, когда здесь проводилось Межрегиональное совещание Совета Молодых Литераторов Союза писателей России, событие было приурочено к открытию Всероссийского Гончаровского праздника. Поэтому помимо круглых столов и практических лабораторий программа фестиваля включала в себя концертную часть, а также ряд памятных и торжественных мероприятий: возложение цветов к памятнику писателя, акцию «Читаем Гончарова» на площадках города, церемонию вручения премии молодым работникам культуры «Обломовское яблоко», экскурсии и прогулку на теплоходе по Волге. Особое внимание Фестивалю уделил губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов.

Уникальное мероприятие собрало в одном месте глав более 15 литературных изданий, среди них: «Российский писатель», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Роман-газета», «Дон новый», «Волга XXI век», «День и ночь», «Странник», «Берега», «Родная Ладога», «Молодой Петербург», «Симбирскъ», «Сура», «Аргамак», «Русское эхо», «Перископ».
В рамках круглого стола «Литературные журналы и молодые писатели: проблемы развития и взаимодействия» представители СМЛ обратились к редакторам «толстяков» с наболевшим вопросом: «Нужны ли вам молодые авторы?»
Первым взял слово Николай Иванович Дорошенко, главный редактор газеты «Российский писатель»:
– А почему, собственно, вы (молодые писатели) должны быть нам интересны? Вы сами себе неинтересны. Друг друга не читаете, опубликуем – так на страницу не зайдёте, не прокомментируете даже. Литература – это живой процесс, взаимодействие, отклик со стороны читателя, а никак не «появился- напечатался-исчез»! Нужны ли нам молодые литераторы? Нет! Нам нужны просто хорошие, талантливые писатели.
По-женски мудро тему продолжила Марина Олеговна Наумова (Саввиных), главный редактор журнала «День и ночь» (г. Красноярск):
– Многие говорят о том, что нужны не молодые, а талантливые. А где критерий литературного таланта? Что нам предъявлять в качестве эталона? У каждого редактора он свой. Роль литературного журнала сегодня – это вырабатывать культурную идеологию и передавать следующим поколениям. Это невозможно без думающей, читающей, пишущей молодёжи. Наша основная задача – как раз работать с молодёжью, быть пространством диалога и встречи поколений.
Хатюшин Валерий Васильевич, главный редактор журнала “Молодая гвардия” сделал акцент на том, что для молодого автора должно быть в приоритете не попасть в «толстый журнал», а найти путь творческого роста и постоянно работать над собой:
– Нужно думать не о публикациях, а о том: достойны ли вы звания Русского Поэта? В силах ли вы вынести это бремя? Чтобы хоть чего-то достичь в Великой русской литературе, нужно положить всю жизнь, всего себя!
Константин Владимирович Смородин, главный редактор журнала «Странник» ( г. Саранск) заметил, что «в Великой русской литературе почётно остаться и одним стихотворением» и подытожил:
– Если не нужны молодые авторы, то не нужны и литературные журналы!
Не смотря на то, что в целом «столичные» журналы по сравнению с региональными оказались более радикальными и требовательными в своих взглядах на молодых литераторов, все редакторы выказали готовность принимать на своих страницах новых талантливых авторов.
Многие «толстяки» уже ведут постоянные «молодежные» или «дебютные» рубрики. А некоторые, как Елизавета Сергеевна Мартынова, главный редактор журнала «Волга XXI век» (г. Саратов),видят в работе с молодыми литераторами свою основную задачу:
– Именно на молодого и начинающего автора я никогда времени не жалею – внимательно вычитываю, отвечаю. Ведь ему это действительно нужно!
Сергей Станиславович КУНЯЕВ – заместитель главного редактора журнала «Наш современник» в конце своего выступления отметил:
– Без живой крови чахнет и хиреет любое дело, тем более – дело литературное. При всей «мясорубке» журнальной редактуры, взаимодействие с молодым автором обеспечивает ему вхождение в «ближний круг» настоящей литературы.

В общем, можно сказать, что диалог состоялся. И, хотя редакторы журналов и молодые литераторы, символично сидели за столом друг против друга, к концу встречи стало понятно, что никакого противостояния нет- все на одной стороне Великой русской литературы.

Далее, члены Совета Молодых Литераторов СПР продолжили работу в рамках «Практической лаборатории по организации и развитию молодежных литературных объединений». Была представлена работа Оренбургской, Челябинской, Омской, Пензенской, Московской, Петербургской, Ульяновской, Калужской, Самарской, Саранской и пр. литературных организаций. Интересно, что почти в каждой из них свой формат работы: где-то это «Школа», где-то – «ЛитО», где-то – «Клуб». В одних объединениях делают акцент на «смысловом контексте» литературного высказывания, в других оттачивают форму, в третьих – «просто читают» или воплощают литературный замысел в драматическую форму. При таком разном опыте вопрос общей, центральной методики работы с молодым автором оказался весьма актуальным. На примере творчества отдельных авторов ( тексты для рассмотрения были предоставлены заочно) мастера лаборатории Мария Четверикова (г. Омск) и Андрей Тимофеев (г. Москва) показали основные направления работы, раскрыли особенности анализа поэтического и прозаического текста и дали конкретные рекомендации по доработке произведений. Руководители молодежных ЛитО активно делились собственными «наработками»: представители Челябинска и Омска рассказывали об использовании «метафорических карт» и иных
техник активизации творческого сознания. Роман Круглов представил опыт разбора анонимных подборок «Инкогнито», практикуемого в ЛитО «Молодой Петербург».

Параллельно в рамках круглого стола «Современный литературный журнал: проблемы распространения и развития» заседание продолжали редакторы. главным предметом их обсуждения стал поиск общей стратегии «выживания» журналов.
Модератор дискуссии Юрий Вильямович Козлов, главный редактор журнала «Роман-газета», в своем вступительном слове отметил:
– Наша страна существует по законам ранка капитализма. И журналы, увы, в эту формулу не вписались. Сегодняшнее государство не имеет идеологии. Зачем же ему нас поддерживать?

В тяжелой ситуации отсутствия участия со стороны государства и падения читательского спроса каждый из «толстяков» накопил свой багаж средств само-поддержки: для кого-то это взаимодействие с партиями и политическими силами, для других – спонсорская помощь, для третьих – опора на заинтересованного автора, способного выступить распространителем тиража. Однако все это – лишь временные случайные меры, не способные разрешить ситуацию глобально.
Одним из основным путей движения в «правильном направлении» редакторы обозначили возобновление подписок со стороны городских библиотек. Присутствовавшая на заседании представитель Ульяновской областной научной библиотеки отметила, что раньше на город приходил «подписной пакет» периодики, потом его заменили целевым денежным эквивалентом, а затем и отменили вовсе. В результате библиотеки потеряли ряд читателей, привыкших к определенным журналам.
Однако, целевые потребители периодической печатной продукции (библиотеки, школьные библиотеки и филологические кафедры) с одной стороны и литературные журналы с другой, находятся в ведении различных министерств и ведомств, что представляет собой отдельную проблему взаимодействия и требует особого нормативного-правового регулирования.
Глобальность и «неподъёмность» обсуждаемых вопросов привели редакторов к мысли о необходимости объединения сил и создания Журнальной Ассоциации. Это стало ещё одним важным и несомненно конструктивным итогом «Волжской пристани».
Таким образом, Ульяновску в очередной раз удалось стать площадкой интеграции различных участников литературного процесса в единое целое.

Екатерина Огарёва