От пейзажистов до сюрреалистов

Первый раздел «В этом городе…» в сборнике стихотворений «Раскрытое окно» Натальи Апрельской завершает стихотворение, в котором есть строка:

Всё стараюсь понять и принять я…

И совсем не случайное в этом разделе есть стихотворение «Художник».

***

Удивилась: сегодня мороз,

Ветер нагл, как задира, как ферт.

Но какой-то художник принёс

И поставил у дома мольберт.

 И сама Наталья Апрельская, словно с мольбертом художника путешествует с детства по родному городу изучает его, размышляет – живописует словом:

***

Газон подстригли, и травы излишками

Закидана газонная земля.

Мне вспомнилась картина «Травки» Шишкина

Некошеные русские поля…

Но в городской природе, обездвиженной,

Живей трава, которая подстрижена. 

И вдруг! И вдруг ли?

***

Трамвай набит «начинкой» из людей.

Он, словно людоед или злодей,

В прожорливой невзрачности нутра

Развозит человечество с утра.

……………………………………………..

Он нервно перемешивает люд,

Как полуфабрикаты разных блюд.

 Сюрреализм (франц. Surrealisme – сверхреализм) – направление в искусстве, сложившееся в 1920-х годах. Это направление, возникшее во Франции, довольно скоро стало международным. Его яркими представителями являются:

в живописи (в первую очередь) Сальвадор Дали, в литературе – Андре Бретон. Считается, что сюрреализм – это энергия подсознания (случайно ли или не случайно?).

Поэтика сюрреализма была близка русским символистам и проявилась в творчестве А. Белого, Ф. Сологуба, В. Ходасевича, В. Хлебникова, В. Маяковского… Николая Гумилёва, например, в стихотворении «Заблудившийся трамвай» – тема та же. Удивительно не правда ли?

Наталья Апрельская, возвращаясь к городскому «монстру» трамваю, в стихотворении «Сон» пишет:

***

Как медленно тащится этот железный трамвай!

В нём душно, как будто сижу в жестяной конуре.

………………………………………………………………

Над ухом назойливо тренькал трамвайный звонок…

В вагоне сидел с ироничной ухмылкою Фрейд.

 ***

Я как будто вбираю картинки

Вне событий идущего дня –

Словно смальты цветные пластинки

Мозаично слагают меня.

 Городской пейзаж в творчестве поэтессы, как природный пейзаж, не является самостоятельным – он выполняет роль фона для выражения настроения. Словно из окна мансарды она смотрит на любимый город и, наметив его уголок, бродит по его закоулкам и дворам:

***

Дворы закрыты на засов…

Трудней с годами

Проникнуть в таинство дворов.

Но меж домами

……………………………………….

Войти могу сквозь тайный лаз

В обитель детства.

 В своё, прекрасное, в котором начала говорить стихами.

Говоря о жанре городского пейзажа в живописи сразу всплывут в памяти имена художников-передвижников: И. Крамской, И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи, А Саврасов… И как не вспомнить «Московский дворик» В. Паленова. Живопись и поэзия тесно переплетены, и я затрудняюсь сказать что легче – изобразить увиденное красками или так описать словами, что ярко можно представить, как на полотне художника. Вот такой петербургский дворик почти что красками написала Наталья Апрельская:

***

Растерзанный, обглоданный,

Холодным ветром бит,

Погоды верноподданный,

Двор ветками скрипит.

 

С деревьев листья сброшены

За ночь – такой каприз –

Листва, почти «не ношена»,

Вся устремилась вниз!

 

Смотрю на двор растерянно:

Чужой сегодня он.

Зато в ветвях уверенно

Расселись пять ворон.

 

Компания неяркая

От клюва до хвоста.

Вокруг взирают, каркая:

«Какая кр-р-расота!»

 Ярко образно и легко представляемо мысленно. И для сравнения, как не вспомнить картину «Грачи прилетели» Саврасова.

 Но вот она опять забрела в сюрреалистическое, как в страшном сне, в стихотворении «Сосульки» – это современный Петербург зимой!

***

То клыками, то кинжалами,

То колючей бахромой,

Сталактитами и скалами

Виснут с крыш над головой

…………………………………

И сосульки в смертной крайности

Вдруг сорвутся с высоты…

 ***

Встали времени в угоду

Из бетона «терема»…

Новостройки – антиподы

Старым слаженным домам.

…………………………………..

Здесь с высотки выпал мальчик

День назад он был живой…

 Эту картину, как сюрреалистическую, страшно представить, но представляется – так захотела поэтесса, желая отразить реалии жизни, не пряча голову, как страус в песок. Контрасты городской жизни и вообще жизни всегда были.

Но поэтическая душа жаждет красоты наполненной чувством. И им наполнен раздел сборника «Два огня» – о любви. И вот какой она оказалась:

***

Я оказалась между двух огней:

В одном, как ведьма, на костре сгораю,

В другом как, феникс, снова оживаю.

 Чем не сюрреалистическая картина? И весь этот цикл стихов в этих трёх строчках. А художник-сюрреалист вокруг этих костров ещё много чего бы «нагородил» и нам пришлось бы додумывать, расшифровывать и фантазировать. Да и сама поэтесса пишет: «Да, я женщина, но и – поэт:/Если что и солгу, то стихами». И вокруг этих костров и кружила и кружила…

Цикл этот – многократно рассказанная и поэтами, и прозаиками жизненная ситуация. В среде поэтов-мэтров бытует мнение, что надо сделать открытие – написать так, как до этого никто об этом не написал. У каждого нового поколения людей, поэтов в частности, жизнь одна и он, переживая то, что до него пережили и описали, хочет поделиться своей болью, своей радостью. Ему искренне кажется, что так никто не чувствовал и не находил именно таких слов. Так ведь оно так и есть! Да Поэзия должна идти вперёд – к этому стремились символисты, имажинисты, акмеисты, сюрреалисты… Все сегодняшние поэты отпили из всех бокалов –  этих игристых вин и опьянели.

И тут уместно напомнить, что Наталья Борисовна Апрельская победительница(лауреат I степени) двух Конкурсов одного стихотворения «О женщине» и «О любви». И кто сможет сказать, что это случайность?

Незатейливое, но такое искреннее, её стихотворение признали лучшим:

ВДВОЁМ

 Подкрадусь, как ручная лисица,

Обниму со спины, обовьюсь…

Дай-ка рядышком мне примоститься.

Чай слегка подостыл, ну и пусть.

 

Зашепчу на ушко по привычке

Те слова, что ты слышал не раз.

Ты лукаво заметишь: «Лисичка»,

Улыбнутся морщинки у глаз.

 

На бревне у костра, на опушке,

Мы друг к другу прижались, и пьём

Сладкий чай в металлической кружке,

Словно тихую радость вдвоём.

А если не мудрствовать лукаво и спросить: к какому направлению, течению… можно отнести стихотворения из разделов сборника (Апрельская Н. Раскрытое окно. Сто стихотворений. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2018. – 108 с.) «Дорога» и «Раскрытое окно»?

Твёрдо скажу – обруганному соцреализму, впитавшему русскую поэзию и все её краски и оттенки со времён Ломоносова.

И я с не меньшим интересом прочитала стихотворения: «ДОЧКА», «МАМА», «ФОТО ИЗ 20-х», «МАТЬ ИНВАЛИДА», «ПАНСИОНАТ», «НОСТАЛЬГИЯ»…

Надежда Перова,
член Союза писателей России