Разночинный Петербург

Кому как не писателям-разночинцам стать живыми экспонатами сегодняшнего дня Мемориального музея «Разночинный Петербург»? И живём мы по-соседству: адрес Санкт-Петербургского Дома писателей – Звенигородская улица, дом 22, адрес Музея – Большой Казачий переулок, дом 7 – это территория «Семенцов». А Семенцами называли исторически сформировавшуюся городскую территорию за рекой Фонтанкой, входившую в четвёртый участок Московской части Петербурга и основную территорию жизни разночинцев этой непарадной части города. Разночинец это не юридическая категория – это элемент общественной жизни. С XIX и начала XX веков эту межсословную категорию горожан составляли студенты, курсистки, врачи, учителя, художники, артисты, инженеры, учёные, писатели – порой и из дворянства.

Напомню, что в доме № 18 на Звенигородской улице (совсем рядом с нашим Домом писателя)  проживал поэт Яков Петрович Полонский. В его квартире проходили знаменитые «пятницы», на которых бывали: Ф. Достоевский, И. Тургенев, И. Гончаров, Н. Лесков, К. Случевский, А. Майков, М. Соловьёв.

В. Соловьёв, А.Кони… Бывали у Полонского и композиторы, и артисты, например, А. Рубинштейн и М. Савина. Савина жила в этом доме. Жил в этом доме и философ В. Розанов.

Видимо судьба не зря выселила нас – писателей – из барского особняка что на Шпалерной улице. Поскитались, поскитались… и определились. «Не к лицу писателям-разночинцам барствовать!..» – решила, видимо, Валентина Матвиенко. И мы ей благодарны. С Юбилеем, Валентина Ивановна!

Вот мы, писатели Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, на днях и увидели, как жил революционер-марксист-разночинец, молодой Владимир Ульянов, в квартире №13, в доме № 7, в Большом Казачьем переулке.

– Это комната, – начала рассказ директор «Мемориального музея «Разночинный Петербург», заслуженный работник  культуры РФ Тамара Григорьевна Федоренко, – уже пятая, которую Владимир Ульянов снимал в Петербурге. Она была удобнее предыдущей, а стоимость аренды невелика – 10 рублей в месяц. Плата включала в себя керосин, дрова, уборку и чай с хлебом два раза в день. Обстановка, как видите, простая и аскетичная. Квартиру № 13 в то время снимали Шарлотта и Фердинанд-Вильгельм Бодэ, мещане из Пернова, ныне Пярну. Супруги Бодэ занимали в этой небольшой квартире две комнатки и кухню. Вот эту третью комнату, самую просторную и светлую, они сдавали.

12 февраля 1894 г. в ней поселился молодой адвокат Владимир Ильич Ульянов. Дом на Большом Казачьем переулке остался самым длительным адресом его пребывания в Петербурге. Весной 1895 г. Владимир Ильич заболел воспалением лёгких. После выздоровления он уехал в Женеву для поправки здоровья и продолжения революционной деятельности, о начале которой поговорим в комнате с экспозицией «Выбор пути». В быту Владимир Ильич был непритязательным человеком. День его был строго организован. Он вставал в 7-8 часов утра и завтракал. Затем много работал – дома и в библиотеках. Будучи помощником присяжного поверенного, регулярно бывал в Окружном суде. Обедал обычно в определённый час в доме своих знакомых Чеботарёвых, проживавших на Подольской улице.

Писатели внимательно рассмотрели обстановку комнаты и сохранившиеся предметы быта того времени. Закончился осмотр комнаты прочтением поэтом Игорем Кравченко стихотворения «Надежда и вера». Стихотворение опубликовано в сборнике: Кравченко И.Г. Пространство света. Избранные стихи и поэмы. – Спб.:Издательство писателей «Дума», 2016. – 608 с. ил.

– Пройдёмте в комнату экспозиции, – предложила Тамара Григорьевна.
– Экспозиция эта уникальная. Такой подробной экспозиции в городе нет о начальном этапе революционного пути Владимира Ульянова. Сегодняшние школьники фотографий, представленных на этом стенде, не видели и мы с него начинаем свой рассказ о семье  Владимира Ульянова,  его матери, отце, братьях и сёстрах и о трагических событиях, случившихся в этой дружной любящей семье. В витрине под стендом представлены книги, оказавшие влияние на мировоззрение Владимира Ильича Ульянова.  Это: первый том из собрания сочинений Некрасова, 1909; роман Чернышевского «Что делать»; «Капитал» Маркса, 1872; Фридрих Энгельс «Происхождение семьи и частной собственности и государства», 1894; «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, 1892; «Рабочий вопрос» Фридриха Альберта Ланге, 1892. И копия –  «Дело» Александра Ульянова – Дело студента императорского С.-Петербургского университета Александра Ильича Ульянова.

Живя в этой квартире, Владимир Ильич Ульянов работает в  Петербургском Окружном суде, Литейный пр. дом 4 помощником присяжного поверенного – помощником адвоката. Здание  и именно по этому адресу сейчас называется  Большим домом. Старое было сожжено в результате народного гнева. И именно здесь, на этой квартире, в 1894 г. он написал свою первую работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». На стенде муляж и страницы из этой работы рукописные. Сама работа была отпечатана на гектографе. Это первое крупное произведение Владимира Ульянова (Ленина) – ответ на статьи «Русского богатства» против марксистов…

Обсуждение увиденного и услышанного писателями проходило в главном экспозиционном зале музея. Встреча была украшена присутствием дочки писателя Виктора Кокосова – Лизы Кокосовой. Первоклассница на протяжении всей встречи в Музее буквально внимала рассказам взрослых и своё  уже осознанное отношение  к петербургским, ленинградским семейным традициям, проявила чтением очень трагического большого, непростого для восприятия ребёнка, стихотворения Мусы Джалиля «Чулочки»:

Их расстреляли на рассвете
Когда ещё белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву встать спиной
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
– Чулочки тоже снять мне, дядя?
…………………………………….

Было очевидно, что Лиза прочувствовала то, о чём читала, и мы взрослые затаили дыхание.

Известный петербургский писатель, член Союза писателей России Виктор Николаевич Кокосов прочитал воспоминания своего прадеда –  «Рядом с эшафотом» о гражданской казни Н. Г. Чернышевского.

– 31 мая 1864 года при «просвещённом» монархе Александре-Освободителе в Санкт-Петербурге состоялась гражданская казнь гуманитария Н.Г. Чернышевского, – начал своё выступление Кокосов-правнук. – Мой прадед, учившийся тогда в Военно-хирургической – впоследствии –  Военно-медицинской академии стал свидетелем этого события. Позднее, будучи уже довольно известным писателем и медицинским генералом, Владимир Яковлевич Кокосов сумел включить материал о гражданской казни Николая Гавриловича в свою книгу.

Я с радостью услышала начало рассказа, так как мы только что видели любимый роман Владимира Ульянова «Что делать?» в витрине экспозиции зала «Выбор пути». Позже попросила у Виктора Николаевича этот рассказ и поэтому могу процитировать последние два абзаца из него:
«И ещё один момент. Судьба распорядилась так, что Владимир Яковлевич после окончания медико-хирургической академии в 1871 году был направлен врачом в Нерчинский округ. И вот, проезжая к месту службы, он остановился на одной станции за Красноярском. Старик, станционный смотритель, рассказал врачу, что семь лет назад на этой станции по пути следования в Нерчинскую тюрьму, отдыхал Чернышевский.

Тогда же Кокосов и стал собирать о нём сибирские воспоминания. Позднее он встречался с людьми, которые были свидетелями жизни автора романа

«Что делать?» на каторге и в ссылке. Таким образом, писатель к моменту окончания своей службы стал обладателем нескольких воспоминаний о Чернышевском и опубликовал их вместе со своими в книге «Рассказы о Карийской каторге», под заголовком «К воспоминаниям о Н. Г. Чернышевском».

Писатели-прозаики  Владимир Васильев и Виктор Кокосов решили продолжить сотрудничество с «Мемориальным музеем «Разночинный Петербург» и принимать активное участие в его мероприятиях и встречах с горожанами.

Надежда Перова,
член Союза писателей России