Петербургский ноктюрн Ольги Мальцевой

Свою подборку стихотворений и отдельных строк из сборника стихов «Летящие мгновения» Ольги Мальцевой я назвала Петербургским ноктюрном Ольги Мальцевой. Начинаю же её замечательным стихотворением:

Невский ноктюрн

Июньское солнце склонилось,
Лаская вечерний залив,
А невское небо светилось,
И ночь подбирала мотив,
Даря пианиссимо престо –
Всего лишь на час до утра.
– Фортиссимо дайте, маэстро! –
Лучам просыпаться пора!

Как же поэтично и тонко выражено словом желание подобрать музыку к самой короткой петербургской ночи. Я мысленно начала перебирать музыкальные произведения, где бы «престо» было возможно и органично в «пианиссимо». В «Вечерней серенаде» Шуберта? Вполне, если исполнять всё произведение пианиссимо, делая акценты на музыкальных фразах с возможным и уместным престо.
У художника (в широком понимании этого слова), а в частности, поэтессы Ольги Мальцевой, очень развито ассоциативное мышление – связь между отдельными фактами, предметами, явлениями, отражёнными и закреплёнными в её памяти. И в стихотворении «Художник» Ольга Мальцева пишет:

* * *
Он у мольберта лёгкой кистью
…………………………………
Рисует, сердцем не остыв,
Соединив незримой нитью –
Пространство, время и порыв.

Какая типичная живая картина – художник у мольберта на улицах и мостах Петербурга, и не редко, с видом на Спас на Крови. И так же названное стихотворение «Спас на Крови», поэтесса начинает ассоциативными строками:

* * *
От византийского истока,
В рассвете русского барокко
Собор поднялся на Крови…

Музыка, живопись, поэзия, архитектура, театр… тесно переплетены в Петербургском ноктюрне Ольги Мальцевой о чём она пишет в стихотворениях «В антикварной лавке», «Танец», «Сен-Санс», «Шестое июня»:

* * *
Отдалённых годов приоткроется срез:
Клавесин-старичок простучит полонез,
На картине – в дверях повернутся ключи,
Раздадутся шаги, лёгкий шелест парчи…

Два небольших её стихотворения воспринимаются, как законченные музыкально-поэтические городские петербургские этюды-ноктюрны:

* * *
Тихо встретит речка Мойка
Переливчатой молвой.
– Мойка, душу мне открой-ка,
Брызни солнечной волной.
Тонкой флейты откровенье
Слух ласкает на ветру, –
Льются звуки очищенья
Мне на Певческом мосту.

* * *
Погасшие огни, дома устали,
На улицах давно уже темно.
Но одиноко в городском квартале –
В ночи не гаснет яркое окно.

Не спит поэт, выравнивая строки,
На службе у крылатого пера,
И веря в тайный замысел высокий –
Он сам горит и светит до утра.

А «Любимый город»» поэтессы Ольги Мальцевой её – «Самый близкий доверчивый друг».

Подробную рецензию на сборник стихов (О.А. Мальцева Летящие мгновения/ Стихи разных лет//Спб.:»Аура Инфо», 2019. – 160 с.) написала в «Слове редактора» поэт, член Союза писателей России Мария Амфилохиева. Она пишет: « В пейзажной лирике автор открывает свой взгляд на обычные вещи и находит интересные метафоры. Так в описании рождения весны и прилёта грачей – неожиданно оживает известная репродукция из школьного учебника и вот – ловите летящие строчки:

На ветки шапки-гнёзда нахлобучив,
Саврасова копируют грачи!

<…> Пусть живые, светлые стихи Ольги Мальцевой непременно остановят читателя и порадуют его».

«А почему остановят?» – может спросить читатель меня? Этот вопрос они могут задать и Марии Амфилохиевой, потому что это нам только понятно, уже прочитавшим весь сборник стихов Ольги Мальцевой. Поэтому закончу своё небольшое эссе стихотворением Ольги Мальцевой:

* * *
Я пою,
И пусть не все услышат,
Я пишу,
И пусть прочтут не все,
А мои стихи простором дышат,
В утренней купаются росе.
Пусть они просты, как незабудки,
Дружат в поле с ветром и травой,
Но кого-то, хоть на две минутки,
Остановят строчкою живой.

Надежда Перова,
член Союза писателей России