Поэтический мастер-класс: работа плюс талант

Поэтический мастер-класс объединил любителей поэтического слова в выборгской библиотеке на улице Спортивная, 10 (филиал центральной библиотеки Алвара Аалто). Для проведения актуальной для любителей поэзии встречи был приглашен из Петербурга Игорь Трифонович Деордиев – поэт, критик, переводчик, член Правления Ленинградского областного отделения Союза писателей России.

Динамичная дискуссия завязалась сразу, с порога библиотеки, – в такой степени желали творческие люди поделиться своими мыслями друг с другом, – продолжилась за чаепитием, а по мере увеличения числа слушателей завершилась в лекционном зале и длилась почти пять часов. Что же взволновало её участников, так, что время пролетело незаметно и никто не желал расходиться?..

По всей видимости, назрели вопросы общей направленности — востребованности поэзии сегодня, вопросов стихосложения, желание усовершенствования техники, понимание глубинного смысла поэтического искусства, поиска новых форм выразительности и индивидуального языка пишущего человека.

Автор четырнадцати поэтических сборников, Игорь Трифонович имеет образование и профессию, дающую питательную среду и для творчества. Он родился в 1947 году, окончил ЛСХИ, факультет «защита растений», участвовал в экспедициях по Средней Азии и Северному Кавказу, многие годы проработал во ВНИИ защиты растений, защитил кандидатскую диссертацию. Человеку с такой профессией и широким кругозором есть что рассказать. С юношеского возраста Игорь Деордиев посвятил себя поэзии и до сегодняшнего дня пишет, с живейшим интересом проводит лекции, дискуссии и выступления со своими стихами.

Основными участниками мастер-класса были члены творческого объединения «Серебряная нить». Вопросы, затрагиваемые ими, касались не только поэзии, но и искусства в целом, так как, по мнению одной из участниц, Елены Олениной, композиционный строй во всех сферах искусства единый, различны лишь средства выразительности. Игорь Трифонович и соглашался, и уточнял на примере стихов автора, что поэтический строй стихотворения тем не менее имеет свои особенности и гораздо сложней и тоньше.

– Стихотворение, – говорил Игорь Деордиев, – имеет общее с живописной картиной — нельзя убрать ни одного элемента без ущерба для целого. Возьмите картину Куинджи “Украинская ночь”— притягательный свет расширяет пределы видения, делает картину не плоской, и у тебя создается ощущение страха, что это за мощь такая, что одна – единственная спасительная свеча, либо лунный отблеск точно затягивает в свой мир, а уберите эту светящуюся точку — и всё ощущение разрушится.

Игорь Деордиев соглашался с тем, что люди, занимающиеся музыкой, пением — а среди присутствующих это были две Анны — Романова и Прутяная – легко улавливают и музыкальность стихотворного ритма.

Обсуждались тонкие связи с детьми, то, как важно вовремя почувствовать зарождающуюся в юной душе — будь это ваш ребенок или ученик — потребность сочинять, образно пересказать, записывать свои наблюдения, декламировать стихи – и деликатно помочь ему в игре-работе со словом. Игорь Трифонович привел пример с девушкой, имеющей несомненные способности, которой он помог выпустить сборник рассказов небольшим тиражом.

Деликатно, но бескомпромиссно проходил разбор поэтом стихотворений всех желающих.

Часто пишущие люди не могут абстрагироваться от своих стихотворений и не слишком охотно готовы видоизменять то, что, казалось бы, «пришло свыше». Самые типичные ошибки, отмеченные Игорем Трифоновичем, это даже не литературные, а словесные штампы, бедная рифма, скучные повторы, прерванная сюжетная линия, обрывочность (так называемый «набор слов»), не наблюдательность в описании явлений в природе. Игорь Деордиев с юмором, эмоционально и убедительно разбирал каждую строку стихотворения, менял выразительность прочтения, (например, вызвало интерес стихотворение Валерии Сабановой), предлагал неожиданную сюжетную линию, подчеркивал ценные поэтические строки или даже только одно ключевое слово, советовал создавать копилочку идей, сюжетов и интересных рифм. Маэстро буквально фонтанировал идеями, – из одного предложенного стихотворения неожиданно назревали три произведения! Особенно сердила его небрежность и поспешность обнародования стихотворения, поверхностное содержание и надуманное философствование. Говорилось, как трудно писать на темы любви и войны.

Игорь Трифонович призывал вырабатывать в себе поэтический характер, уметь отстаивать свою позицию, активно проявлять себя, быть искренними и свободными в своих произведениях, спорить с великими поэтами (Ольга Голобурда прочла свое стихотворение – «претензию» к Иосифу Бродскому).

Игорь Деордиев проявил себя и как психолог, чутко подмечая не проявленный, потаенный смысл в предложенных к прочтению строках.

В заключение прозвучали философские, искренние и чистые стихи Игоря Деордиева. Среди них было посвящение Шаляпину, стихи из его сборников “Свеча в окне”, “Сто поэтических стихий”, “Дикие сады”, и написанные недавно.

По отзывам присутствующих, «все побывали как будто на светлом празднике», и расставались окрыленными творческими идеями и желанием обязательно встретиться вновь.

Елена Оленина,
член творческого объединения «Серебряная нить»