Дети и литература. Опыт работы

Пятый  год в нашем городе  проходит конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами» среди дошкольников, который познакомил детей и взрослых с творчеством современных петербургских писателей. И не только познакомил, но и вдохновил на новые формы взаимодействия с детьми.

Ярким подтверждением этого является представленный  опыт работы талантливых педагогов из Пушкинского района.

«Формирование у дошкольников любви к родному городу в процессе ознакомления с литературным прошлым и настоящим Санкт-Петербурга»

(Методическое мероприятие в ГБДОУ №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга)

14 марта в ГБДОУ №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга состоялось методическое объединение, на котором был представлен опыт работы детских садов №36, 44, 46 по теме «Формирование у дошкольников любви к родному городу в процессе ознакомления с литературным прошлым и настоящим Санкт-Петербурга».

В гостях у детей и педагогов образовательного учреждения были приглашённые гости: член Союза писателей России, зам председателя секции «Литература для детей и юношества», кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ЛГУ им. А.С.Пушкина Гурия Абдулбарисовна Османова, а так же кандидат педагогических наук, учитель-логопед Лариса Александровна Позднякова.

Тема и содержание опыта работы, представленного на мероприятии,   обусловлены  «Программой развития системы образования Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы», в рамках которой реализуется проект  «Царскосельский дошколёнок –  секреты успеха», в который входит  подпроект «Ростки добра».

Цель данного подпроекта: создать функциональную систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях района, построенную на ценностях традиционной духовной культуры России, отвечающую потребностям развития личности ребёнка. Формировать у детей нравственно-патриотические чувства и качества с учётом историко-культурного своеобразия района.

В течение года педагоги детских садов участвовали в общем проекте «Петербург литературный», в ходе которого дети, педагоги и родители пополняли свои знания о литературных местах  Санкт-Петербурга, посещали музеи, театры, организовывали экскурсии к историческим памятникам поэтов и писателей, устраивали литературные гостиные и поэтические встречи.  Дети подготовительных групп участвовали в индивидуальных и групповых  проектах по заданной теме.

Особое внимание было уделено творчеству современных Санкт-Петербургских авторов: Гурии Османовой, Михаила Яснова, Елены Евсеевой, Олега Чупрова, Николая Бутенко и других. В каждом их трёх дошкольных образовательных учреждений были проведена отборочная литературная  олимпиада «Поэтическая познай-ка».  Учителя – логопеды ГБДОУ детского сада № 36 Пушкинского района Санкт-Петербурга Сенцова В.В. и Данелян С.Г. составили листы с заданием к первому туру олимпиады. Задания были направлены на речевое, познавательное развитие дошкольников. Идея олимпиады заключалась в интеграции творчества современных питерских авторов, которые пишут для детей о праздниках страны, в которой они живут.

Победители олимпиады  встретились в ГБДОУ №46 Пушкинского района для участия в итоговом конкурсе, который  проходил в форме игры-путешествия «Литературный экспресс», авторами идеи и разработчиками которой стали педагоги детского сада №46: Сапелкина Е.И., Кропивницкая Ю.П., Серёжина М.Р., Пуль Е.В., Коваль Н.А., Чеченина Е.Н., Марочканич Н.Ю. В дошкольном образовательном учреждении  №46 были оформлены пять станций метро: Невский проспект, Горьковская, Озерки, Лесная, Спортивная и организована работа по выполнению конкурсных заданий на знание поэзии современных Санкт-Петербургских авторов.   Дошкольники путешествовали по станциям Санкт-Петербургского метро, на которых выполняли литературные задания и получали баллы в виде жетонов.

Станция метро «Спортивная». На станции команды вспоминали стихотворение Олега Чупрова «Баба-Ёжка заболела» и забивали голы.
Станция метро «Озерки». Здесь ребята работали с интерактивным столом по стихотворению Елены Евсеевой «Сказка о непослушном рыбёнке».
На станции метро «Лесная» участники игры-путешествия вспоминали стихотворение Гурии Османовой «Времена года» и собирали пазлы.
На станции метро «Невский проспект» ребята отгадывали ребус по стихотворению Михаила Яснова «Чиж и чечётка»

В конце мероприятия Гурия  Османова вручила  дошколятам, участвующим в игре-путешествии, дипломы и свои книги с подписью и наилучшими пожеланиями автора.

Кульминацией мероприятия стало исполнение гимна Санкт-Петербурга на слова  Олега Чупрова (Музыка  «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» Рейнгольд Глиэр, в редакции Григория Корчмара)

В результате долгой, но интересной неформальной работы ребята детских садов расширили свои знания о литературной истории и литературном достоянии нашего города, научились  ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Полученный в ходе подготовки и мероприятия литературный опыт и знания дошколят, а так же эмоции, которые подарила встреча с Гурией Османовой станут не только ярким воспоминанием детства, но и прочной основой любви к «чтению доброму».

Авторский коллектив:   Ильина М.Н.

                                          Кропивницкая Ю.П.

                                           Сапелкина Е.И.

                                           Батурина Н.В.

                                           Иванова Е.Е.

                                           Труфанова Т.И.