С тревогой о стране и народе

(Встреча с православными писателями Санкт-Петербурга)

На  книжной  выставке  в  ДК им. Капранова   в  «Дни  православной  книги  в Санкт-Петербурге»   9-го  марта  состоялась  встреча  с  православными  писателями  города.  Я,  как  ведущий  встречи,  представил  участников,  каждый  из  которых  является  интересной  незаурядной  личностью.

Первым  выступал  замечательный   поэт, чьи  стихи переведены  во  многих  странах  мира, лауреат Большой литературной премии России, сопредседатель  правления  Союза  писателей России, руководитель  петербургской  писательской  организации  того  же  Союза (капитан  первого ранга  в  отставке,  в  прошлом  офицер-подводник)  Борис Орлов.  Он  рассказал  о  ситуации  в  современной  российской  культуре  и  прежде  всего  в  литературе.  К сожалению, в  них  по-прежнему  заправляют  люди  либерально-прозападного  толка,  которые  продвигают  и  издают,  раздают  гранты  и  премии,  представляют  время  на  телевизионных  каналах   деятелям  искусства  и  литературы   такой  же, как  у  них  направленности  и  идеологии.  Буквально  на  днях  в  Общественный  совет   по  культуре  Государственной  думы   пригласили,  прославившегося  нецензурной  лексикой  и  похабными  песенками   Сергея  Шнурова  (по  прозвищу Шнур),  а  также   музыканта  А. Макаревича,  отличающегося  антироссийскими  и  русофобскими  высказываниями.  В  тоже  время  там  нет, например,  председателя  Союза  писателей  России, бывшего  воина-афганца  Николая  Иванова.  В  таких  непростых  условиях   писателямпатриотам  с  большим  трудом  удается  издавать  свои  произведения, причем  мизерным  тиражом.  Хорошо,  всё-таки,  правительство  Петербурга  помогает.  Но литературные  журналы  исчезают  или  выходят  ничтожными  тиражами  по  две-три  тысячи  экземпляров,  они  становятся  электронными версиями  в интернете.

Заканчивая  выступление,  Борис  Александрович представил  сборник  стихотворений петербургских  поэтов «Гимн  любимому городу» (СПб, 2018) и прочитал  несколько  своих  стихотворений,  только  что  опубликованных   в московском  ежемесячнике  «День  литературы».    Одно  из  них  –  «Церкви»,  посвящено  иеромонаху  Александру  (Фауту):

То гунны, то хазары  –  пыль  вдали
Клубилась.  Обострялась  жизни  тема.                                                                           И  в  бой  за  веру, как  богатыри,
Вставали  церкви  в  золотистых  шлемах.

По  куполам  церквей   блуждает  взгляд.
И  не  в  притон,  а  в  храм  придет  Мессия.
Их   разрушали,   а  они  стоят.
Пока   они  стоят   жива  Россия.

Затем   выступила  писательница   Марина  Коняева, –  муза,  а  порой  и соавтор  своего  почившего   полгода  назад   супруга    знаменитого  прозаика,  православного  писателя  Николая   Коняева.  Она   принесла   целый   десяток  книг   Николая  Михайловича  (некоторые  из  которых  создавались  при  её  участии),  опубликованных  в  последние  годы.   Невозможно   специально  не  выделить  такое  грандиозное  произведение  Николая  и  Марины  Коняевых  как «Русский  хронограф»,  уже  не  раз  изданный,  дополненный,  и  ныне   он  представляет  историю  Руси-России  от  Рюрика  до  Сталина  в  православном  контексте.  Интересны  и  оригинальны  книги  «Подлинная  история  дома Романовых»  и  «Полковник  Романов»,  о  царе  Николае  II,  который  вступил  на  царство  полковником  и  в  том  же  звании  был  подло  убит  врагами  России  в  подвале  ипатьевского  дома.  Очень  интересна  по  содержанию  и  по  форме  последняя  книга  Николая Коняева,  созданная  на  основе  его дневниковых  записей, «Прощание  с  тысячелетием», которая  вышла  в  свет  уже  после  его кончины,  в  конце 2018 года.  Марина  Викторовна  так трепетно  рассказывала   о труде,  творчестве  своего  мужа,  что  я  не  мог  не  вспомнить  о  её  предшественнице,  преданной  супруге  Фёдора  Михайловича  ДостоевскогоЛев  Толстой,  зная  о  заботе  Анны  Григорьевны  Достоевской  о  своем  великом  муже  при  жизни  и  о  его  памяти  после  смерти,  даже  однажды  изрек  о  том,  что  вот  было  бы  замечательно,  если   у  всех  русских  писателей  были  такие  жёны.

Известный  русский  писатель  Александр  Георгиевич  Скоков  родился  во  время  Великой  Отечественной  войны  с  фашистами,  родом  он  из  кубанских  казаков, детство  прошло  в  Краснодарском  крае.  В  молодости  жил  и  работал  на  Колыме, Чукотке,  в  Магадане  радистом  и  начальником  радиостанций  на  берегу  и  на  буксирах,  сейнерах,  плавал  в  Охотском  море,  в  Арктике,   по Северному  морскому  пути. Окончил  Хабаровскую  школу  плавсостава   и  заочно  Московский  полиграфический   институт.          С 1972  г.  живет  в  Ленинграде.  В  его прозе  продолжаются  традиции  русской  классической  литературы  с  её  пристальным  вниманием  к  народной  жизни  и характерам.  Последние  годы,  опираясь  на  документы,  изучает  и  воскрешает  военное,  блокадное  время  в  Ленинграде,  опубликовал  несколько  книг  на  эту тему  («Гвардеецгород  Ленинград»,  «Город,  где  были  героями  все»,  «На  всех  была  одна  судьба.  В  огненном  кольце» и др.).   Произведения  писателя  публиковались  в  Китае,  США  и  др.  странах,  он  является секретарем  правления   и  членом  Высшего  творческого  совета   Союза  писателей  России.   На  этот  раз  Александр  Георгиевич  не  говорил  о  своих  книгах,  он  делился  наболевшим.  Посещая  разные  места  российской  провинции,  он   с  горечью  видит  там   ухудшение   условий  жизнинищету, заросшие  поля,  лесные  вырубки,  заброшенные  предприятия,  постоянный   отток  молодежи,  страдающей  от  безработицы,  потерю  смысла  жизни   и  множащиеся  пороки.  Мегаполисы   высасывают   жизненную  энергию  из  сел  и  малых  городов.  Где  теперь  провинциальная   интеллигенция?  Современный  российский  капитализм  не  способен  решить  эти  проблемы.

Востребованный  православный  поэт  и  автор  текстов  многих   популярных песен  Татьяна  Егорова   представила    свою  новую  книгу   стихотворений  «Невский  ветер».  Эта  книга   является  итогом  определенного  творческого  этапа,  в  неё  вошли  избранные  стихи  из  предыдущих  книг  автора  и. конечно,  новые.  Дух  русского  православия  витает  на  страницах   этой  книги.  Целые  разделы  посвящены  православным   святым   людям  и  местам: «Земля   святая»,  «Оптина  пустынь»,  «Прощенное  воскресенье»,  но  и  в  других   разделах  нас  встречают  стихотворения   воистину  православные.   Татьяна  Петровна,   по  скромности,  прочла  совсем  немного   своих  стихов, в  том  числе  не  забыла  помянуть  создателя  и  хранителя  всероссийской  газеты  «Православный  Санкт-Петербург»,  удивительного  любителя русской  поэзии  Александра  Григорьевича  Ракова,  прочтя  стихотворение  «Дом  творчества  Александра  Ракова». Однако,  делая  отступление  от  своего   репортажа,  скажу,  что  книга  «Невский  ветер»,  думается  мне,  заслуживает  какой-то  хорошей  литературной  премии.  Её  отличает  прекрасный,  родниковой  чистоты  русский  язык  и  стиховой  строй,  и  соответственное  духовно-душевное  содержание,  простота  и  мудрость.  Прошу  руководство   петербургской   писательской  организации   обратить  внимание  на  эту  книгу  Татьяны  Егоровой.

Борис  Георгиевич  Дверницкий,  православный  философ  и  публицист,  член  совета  «Собора  православной  интеллигенции», горный  инженер-геофизик,  выпускник  Ленинградского  горного  института, ещё   в   советское  время  участвовал  в  православно-патриотическом  движении, публиковал  в  «самиздате»  богословско-философские  статьи.  В   1994 г.  он  стал  главным  редактором   журнала  «Русское   самосознание».  В  своем  выступлении  на  нашей  встрече  он  рассказал  о  своих  книгах «Русский  человек», «Моя  Россия», «Испытание  русскостью»,  «Символ  веры  русского  человека»,   «Железный  век  России».  Свои  книги  Борис  Георгиевич  называет  «философскими  симфониями». По  его  мнению,  в  современном  русском  самосознании  присутствуют   прежде  всего  основы  московского  самосознания  с  его   идеей  «Москва   III  Рим»,  затем  петербургское  имперское  самосознание   и,  наконец,  даже    православное   самосознание  киевской  Руси.  Прошли  золотая, серебряная  и  бронзовая  эпохи,  ныне  у  нас  железный   век.  Необходимо  новое  укрепление  православия и  патриотизма,  вера  в  Бога  и в  Россию.

Православный   писатель  и  журналист,  выпускник  Санкт-Петербургского  университета, корреспондент   всероссийской  газеты  «Православный   Санкт-Петербург   Алексей  Бакулин  представил  нам  свою  новую  повесть  «Петроград-Анархия (Историческая  баллада  1921  года)»  (издана  при  поддержке  Комитета  по  печати  Правительства  СПб,  кстати,  как  и  книга  Т. Егоровой).  Повесть  посвящена  деятельности  группы  молодых  петроградских  анархистов  весной 1921  года.  Алексей  Анатольевич  считает,  что  анархизм  –  это  самобытное  русское революционное   течение,  в  отличие  от  всех  прочих,  импортированных  в  Россию  извне.  По  его  мнению, Россия  идет    сквозь     историю,    неся    в   одной     руке     чёрное    знамя   антигосударственности,  а  в  другой     имперский   триколор.  Я  спросил  его:  куда  же  делся  красный   флаг,  более  70  лет  бывший   нашим государственным.   Он  ответил,   что   этот  флаг   входит  в  имперский   триколор.   «Ну  да,  красной  полосой»  – догадался  я  (правда,  имперский  штандарт,   всё-таки,   чёрно-жёлто-белый)…  Затем  автор  прочел  нам  несколько  своих  стихотворений,  как  бы  принадлежащих  одной  из  героинь  повести.  Стихи  были  качественные.   Поэтические  способности  Алексея   я  мог  оценить  ещё  раньше,   когда  читал  его  перевод      карельского   эпоса  «Сампо»   на  русский.

Анатолий  Козлов,  автор  популярного  исторического  романа  «Закваска  фарисейская»,  секретарь  правления  Союза  писателей  России,  сменивший  в  молодости  множество  видов  трудовой  деятельности,  как  истинный  писатель,  а  также  инженер-экономист  по  вузовскому  образованию,   рассказал  о  своей  новой  книге.  Она   предназначена   для  детей  среднего  и  старшего  школьного  возраста   и  называется  «По  следу  радхонитов» .  Книга  вскоре  должна  появиться  в  продаже,  это  своеобразное  фэнтези  о  поучительных  приключениях  подростков,  попавших   в   средневековую   эпоху.  Недаром  Анатолий  Юрьевич  в  прошлом  занимался   таким  романтическим  видом  спорта  как  фехтование  и  является  кандидатом  в  мастера  спорта.  Наверное, это  помогает  ему  в  понимании  подростковой,  юношеской   психологии.  Книга  кроме  всего  прочего  расширит  знания  ребят  по  истории.

Завершило  встречу  выступление  члена  Союза  писателей  России   Дины  Бакулиной,  пишущей  как  для  взрослых,  так  и  для  детей  и  юношества.  Она  лауреат премии  знаменитого  детского  писателя  Виктора  Голявкина,  автор    книг  для  детей: «Сказки  о  Русском  музее»,   «Ожившие  картины»,   «Оранжевая  повозка»  и  др.  Книги   для  взрослых  у неё  не  менее  успешны, особенно   цикл  повестей   «Андерсон-кафе»,  о  хозяйке  антикварной  лавки  Любе  и  коте  Андерсоне,  которые  помогают  людям  преодолевать  невзгоды  и  трудности  своими  мудростью,  сочувствием  и  состраданием.  Дина  Владимировна  по  сути   говорила  о  том,  что  психологи  называют   эмпатией,  то  есть    умении  понять  человека  и  проявить  сочувствие   к нему.  Эта   миссия  литературы  сейчас  недостаточно  развита, преобладает  развлекательность,   зачастую  примитивная,  бесконечные  боевики, криминальные сериалы и т.п.  Прочитала   она  и  свои  такие  же  качественные,  как  у  супруга,   стихи.

В  заключение   Борис  Орлов  выразил  удовлетворение   нашей  встречей  и  выступлениями,  поблагодарил   организаторов   ТО  «Возрождение»  во  главе  с  Дарьей  Алексеевной  Белянской   и   «Собор  православной  интеллигенции»,  выразив  пожелание  продолжать  подобные  встречи.  А  писатели     продолжили      общение,      уже    индивидуальное,    с   заинтересованными  читателями.

В.Е. Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета «Собора православной интеллигенции СПб»