Весна в творчестве советских поэтесс

В этом году празднование 8 марта на телеэкране выглядело как-то особенно по-советски. Думается, что многих это порадовало и не только нас – тех «из прошлой жизни». Очень надеюсь, что желание заглянуть в прошлое страны появилось и у более молодого поколения. Этому опять же способствует телевидение и особенно телеканалы «Россия 1», «Культура» и «Звезда». И мне захотелось почитать стихи поэтесс из той самой «прошлой жизни», благо, что сборников их стихов в моей поэтической библиотечке более чем достаточно. Зачитывалась до поздней ночи и 7, и 8, и 9, и 10 марта. Все дни были метельными!.. Девизом к этим праздничным дням возьму четверостишие из стихотворений Маргариты Агашиной «Восьмое марта»:

*  *  *

Уходят последние вьюги,
мечтает земля о тепле.
Хорошее слово «подруги»
сегодня идёт по земле.

Вот хочу поделиться впечатлениями. Сама давно не раскрывала сборники стихов Юлии Друниной, Марии Комиссаровой, Надежды Поляковой, Вероники Тушновой, Ольги Бергольц, Ларисы Васильевой, Екатерины Шевелёвой, Людмилы Татьяничевой, Маргарты Агашиной, Антонины Баевой, Ирины Волобуевой… и  Сильвы Капутикян, Гулрухсор Сафиевой, Зульфии.

Пошла по второму кругу 11 марта, обозначив тему –  «Весна в творчестве советских поэтесс». Начала с Зульфии. Её, периодически возникающее,  весеннее настроение произвело на меня сильное впечатление.

Зульфия. Избранное: Стихотворения; Поэмы; Пер. с узб. / – М.: Худож. Лит., 1985. – 303 с.

Патетики стесняться не буду. Зульфия Исраилова (1 (14) марта 1915 – 1 августа 1996) носила высокие звания:  народного поэта, Героя Социалистического труда, лауреата Государственных премий СССР и Узбекистана,  Международной литературной премии «Лотос», бессменного депутата парламента родной республики, члена КПСС с 1953 года.

ТОСКУЮ СНОВА ПО ВЕСНЕ

Тоскую снова по весне,
Как этот куст, как эта почка.
Тоскую снова по весне
Душой, иссохшейся, как почка.

Ещё ты у зимы в плену,
Земля, но лоном жарким, нежным,
Ты сердцем жадным ждёшь весну,
Зовёшь с цветеньем яблонь снежным.

И, песней плен зимы круша,
Даря земле её впервые,
На крик срывается душа,
Приемля муки родовые.

Весна! Устав от зимних снов,
От беспощадности суждений,
Хочу весенних лёгких слов,
Где безобидный свет без тени.

О, закрути, разбереди,
Весна, как в юности, в начале!
И от меня отгороди
Собою все мои печали.

(Перевод Риммы Казаковой)

Это не единственное стихотворение Зульфии, посвящённое Весне: «Тает снег» (1943), «Когда цвела джида…» (1944), «Зацвёл урюк» (1945), «Пришла весна, спрашивает о тебе» (1945), «Весна» (1951), «Снова царит весна» (1968), «Приди, весна!» (1981),  «Опять цветёт урюк» (1981), «Весна пришла» (1983)…

Зульфия пережила личную утрату: в юные годы смерть отняла у неё любимого человека, она осталась преданной той памяти – через всю жизнь пронесла бремя женского одиночества. Стихотворение «Зацвёл урюк» перевёл Константин Симонов. Привожу только первое четверостишие:

*  *  *

«Зацвёл урюк наш у окна», –
Так ты писал, когда был жив.
Урюк цветёт. Живу одна.
На сердце камень положив.

В 1981 году она пишет стихотворение «Опять зацвёл урюк ». Первое четверостишие:

*  *  *

Сегодня на твоей земле
Белым-бело вокруг.
Что – сад?! На каменной скале –
И там! – расцвёл урюк.

(Перевод Юлии Нейман)

 В заключение приведу два первых четверостишия из стихотворения «Пришла весна, спрашивает о тебе» в переводе Маргариты Алигер:

*  *  *

Живым дождём омыв миндаль,
В рассветный час пришла весна.
Полётом птиц наполнив даль,
Тревожа нас, пришла весна.

О, как любил ты час ночной,
Когда готов зацвесть урюк,
И аромат земли сырой,
И почек хлопающих звук!

Начала писать и растерялась – как объять необъятное? Очередную книгу брала со стола, не задумываясь об особой очерёдности – то есть какой-то мной обозначенной значимости поэтессы. Хорошо, что делала закладки на страницах с наиболее понравившимися стихотворениями. Постараюсь показать их разнообразие и по форме, и по восприятию весеннего состояния природы поэтессами в зависимости от их личных жизненных обстоятельств и настроения. Выбирая стихи, содержащие в названии слово «весна», я чаще встречала это слово внутри стихотворения, где оно являлось в основном символическим фоном для размышлений поэтессы. Судьбы у этих женщин не простые –  на их долю выпали годы войны. Поэтессы советского времени были лидерами –  активными общественницами, сотрудничали с женскими журналами «Советская женщина», «Работница» и «Крестьянка». Они много пережили и об этом нам поведали. И в угоду новому времени, новым «канонам поэтического правописания» мы не имеем права их забывать. На стыке общественно-политических формаций всё ещё продолжается пересмотр достижений культуры советского периода.

ВЕСЕННЕЕ

Люди дрожат от стужи северной злой
весной,
А мне показались лужи небом на мостовой.
Я расплескала небо, волны бегут гурьбой.
Если ты здесь не был, мы побываем с тобой.
Мы побываем всюду: кто уцелел в огне,
Знает, что жизнь – чудо, молодость – чудо
вдвойне.

Юлия Друнина

 *  *  *

Воздух пьяный – нет спасения,
с ног сбивают два глотка.
Облака уже весенние,
кучевые облака.

Вероника Тушнова

 

ВЕСНА

Всю ночь толкался ветер в окна,
Снег леденел на кирпичах.
А утром воробей, промокнув,
Сушился в солнечных лучах.

Под снегом ручеёк забулькал,
И воробей взлетел на куст.
Мальчишка, отломив сосульку,
Весну попробовал на вкус.

Надежда Полякова

*  *  *

Весны несмелое начало
Распахнуто голубизне
И что-то нежно зазвучало,
Зазывно где-то зазвучало
Вокруг меня или во мне.

Что это? Звон ручья нечёткий?
Иль ветер всколыхнул волну?
Нет, это тронул птичьим щёлком
Весенний день души струну.

Ирина Волобуева

Ирина Волобуева окончила Тбилисский Государственный университет, филологический факультет и Высшие литературные курсы при институте имени Горького. Член Союза писателей СССР с 1948 года, Заслуженный работник культуры Киргизской ССР, награждена медалью «Борцу  за мир», долгие годы была членом редколлегии журнала «Работница». Она автор тринадцати поэтических сборников и десяти книг переводов. Ну, вот хотя бы кратко из биографии Ирины Волобуевой.

Думаю, с биографиями и стихами, названных мною поэтесс, читатели при желании познакомятся.

Екатерина Шевелёва  стихотворение «Сотворение весны» заканчивает так:

*  *  *

На ещё забинтованной снегом траве,
Там, где стужи осталась печаль,
Отыскала я вешнее чудо в себе –
Отыскала уменье прощать.

Эти удивительные метафоры и ассоциации только в одном четверостишие и в её других стихах (не могла же я не почитать других стихов, листая сборник), которые мне много рассказали о поэтессе. Она выработала в себе, в своих стихах способность не только улавливать краски, звуки, ароматы, не только рассказывать о виденном и слышанном, но и проникновенно переживать, обдумывать жизнь, превращать узнанное в образы и факты, исполненные смысла и чувства – «Отыскала уменье прощать»!

Похожий строй жизни и мысли позволил Марии Комиссаровой установить смелые связи реальной жизни со своим поэтическим словом, найти точные и дальновидно-прозорливые (хоть и фантазийные) повороты в стихотворении «Весенней ранью»:

*  *  *

И мне легко дышать весенней ранью,
И мне светло,
Быть может, потому,
Что ты в угоду моему желанью
Привёл весну к порогу моему.

До чего же мы женщины только не додумаемся, желая получить от милого подарок к 8 марта, веря в силу его любви – и весну он к порогу может, оказывается, привести!

Конечно, отношение к временам года и к весне у поэтесс южных республик другое – и жизнь другая, окружающая природа другая, но есть немало общего у женщин разных национальностей  – это умение беззаветно любить. И когда, как не весной, хочется о любви говорить – исповедоваться.  Гулрухсор Сафиева  пишет:

*  *  *

Весна пришла, влюблённости весна!
Всё влюблено:
Земля, огонь и камень.
Сегодня грёз и сказок мне сполна
Нашепчет жизнь горячими губами.

(Перевод Татьяны Кузовлёвой)

 И даже камень!!!

 Завершить небольшое «исследование» хочу стихами Людмилы Татьяничевой (19 декбря 1915 – 8 апреля 1980) из её Собрания сочинений в 3-х т., изданного в (1985 – 1986) годах. Стихотворений у Людмилы Татьяничевой о весне много. Содержание  же этих двух стихотворений в метафорической форме имеет отношение к писательскому творчеству.

ВЕСЕННИЕ ТИРАЖИ

Спят подо льдом речные воды.
Ещё в пути капельник-март,
А в типографиях природы
Работы радостный азарт.
Полны задора и старанья
Невидимые мастера:
Подснежников переизданье
В стереотип сдавать пора.
И, хоть дела идут отлично,
Природе дорог каждый час:
Тираж фиалок увеличен
По просьбе граждан в десять раз!
И на сирень растут заявки,
И спрос на ландыши возрос…
Увы, и здесь, как в книжной лавке,
Есть нерешённый свой вопрос…
Не в расширении названий
Сегодня главная беда,
А в сокращении изданий
Неходовых, как лебеда!
Но это – к слову…
Нынче к ночи
Опять мороз. И ветер яр.
Но в каждой тополиной почке
Весны сигнальный экземпляр.

ОПЯТЬ ВЕСНА

Опять весна.
И синева без края.
И жизнь бурлит –
Светла и молода.
И творчества
Реакция цепная
Стареть душой
Не даст нам никогда.
А если умирать,
То среди дела,
Чтобы друзья
И недруги твои
Могли подумать:
«Жизнь твоя сгорела,
Войдя в полёте
В плотные слои…»

В женском поэтическом наследии нашей страны Людмила Татьяничева заняла одно из видных мест. Думаю, что читатель, заинтересуется её творчеством и обратит внимание на то, что она умела делать большие обобщения, не переставшие быть актуальными и сегодня.

Надежда Перова,
член Союза писателей России