Полководец баснописцев Иван Андреевич Крылов проводит смотр своих полков

В Санкт-Петербургском Доме писателя 13 февраля 2019 год отпраздновали юбилейную годовщину со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769-1841). Отпраздновали совсем не по-крыловски, без обильного стола – Крылов, как известно, сжился с ролью добродушного чудака и ничем не смущающимся обжоры. Память гения русской басни почтили чтением его стихов и подведением итогов Международного литературного конкурса, посвящённого 250-летию со дня его рождения.

Поначалу задумали провести конкурс местного значения – среди литераторов Ленинградской области. Но Санкт-Петербург, город, в котором прожил почти всю свою жизнь Иван Андреевич, где работал, слагал пьесы и басни, где чудачил, где похоронен, не остался в стороне. Городское отделение Союза писателей России откликнулось на предложение участвовать в конкурсе.

А затем и Петровская академия наук и искусств (ПАНИ), штаб-квартира которой находится в Санкт-Петербурге, тоже изъявила желание участвовать в организации и проведении конкурса. Иван Андреевич Крылов, как известно, с 1811 года был действительным членом Императорской Российской академии. Академия эта была создана Екатериной II и княгиней Е. Р. Дашковой по образцу Французской Академии в 1783 году как центр по изучению русского языка и словесности. Главным результатом ее деятельности явилось издание Российского академического словаря. В 1841 году академия была преобразована во 2-е Отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. С этого года И.А. Крылов являлся ее ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности.

Кроме того, организатором конкурса стал Международный фестиваль Козьмы Пруткова, который традиционно проводится в рамках соглашения между Правительством Ленобласти, Союзом писателей России и ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия». Итоги конкурс подводятся в Пустыньке (Тосненский район). Там находилось имение графа А.К. Толстого, которое стало местом встречи самых ярких представителей российской культуры – Гончарова, Тургенева, Фета и многих других литераторов, художников, артистов… Они проводили здесь время забавно и увлекательно. Именно в Пустыньке в середине XIX века родился образ Пруткова – литературной маски, под именем которой публиковала свои ироничные произведения группа блестящих писателей того времени. Не гнушался Козьма Прутков, как известно, и басен…

После того, как было объявлено, о проведении конкурса на сайтах ПАНИ, Союза писателей России и Санкт-Петербургского дома писателей, на электронный адрес Ивана Андреевича Крылова (сам он нынешние информационные технологии именовал «Почтой духов») стали приходить письма. И вот тут-то и выяснилось, что конкурс стал международным.

Положением о конкурсе предусматривался прием к рассмотрению от каждого участника до 3 басен. Однако литературный жанр оказался настолько интересен, что некоторые участники прислали обширные подборки стихотворных рассказов нравоучительного характера. Костромской поэт Алексея Шарлай выслал 120-страничную книгу басен собственного сочинения «Медведь на царстве». Ему предложили сначала самому отобрать басни на конкурс.

Членам конкурсной комиссии пришлось оценить 130 басенных историй. А заявки поступили от более чем полусотни авторов. Секрет подобной неточности заключается в том, что на конкурс приходили работы в тот момент, когда итоги его уже были подведены. И даже на следующий день «духи» все несли и несли письма.

Среди последователей Ивана Андреевича Крылова не только профессионалы басенной сатиры, но и те, кто решил попробовать себя в этом жанре впервые. География конкурса оказалась на удивление обширной. Письма пришли из многих городов России, из ближнего и дальнего зарубежья. Больше всего – из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области. На конкурсе были представлены также Республика Крым, Нижегородская, Волгоградская, Тульская, Тюменская, Кировская области, Краснодарский и Ставропольский края, города Анапа, Казань, Великие Луки, Самара, Волгоград, Дзержинск, Курчатов, Люберцы, Приозёрск, Ессентуки, Кострома, Симферополь, Сочи, Уфа. Среди зарубежных участников Гомельская область (Республика Беларусь), Рига (Латвия), Костанай (Республика Казахстан), Горловка (ДНР), Иерусалим (Израиль).

После рассмотрения всех поступивших на конкурс работ жюри приняло решение о награждении дипломами и грамотами следующих участников:

  • диплом 1-й степени – Елена Осминкина (Симферополь, Республика Крым);
  • диплом 2-й степени – Владимир Шостак (Москва);
  • диплом 3-й степени – Леонид Шелудько (Санкт-Петербург);
  • поощрительная грамота «За свежесть образа» – Ирина Шлеменкова (Гомельская область (Республика Беларусь);
  • поощрительная грамота «За оригинальность» – Алексей Шарлай (Кострома).

Дипломантам конкурса будут вручены еще и медали Международного фестиваля Козьмы Пруткова.

***

Во время объявления итогов конкурса по вполне объективным причина в зале присутствовал всего один победитель – Владимир Шелудько. Он, в отличии от других победителей, живет в Санкт-Петербурге.  После вручения ему диплома и медали Козьмы Пруткова Владимир Шелудько прочитал басню, которая была оценена жюри в числе лучших из присланных на конкурс. Его стих-притча является продолжением, следующей частью одного из самых известных произведений Самого Ивана Андреевича Крылова

ЛИСИЦА И ВОРОНА

Ворона на верхушке
Сидит с головкой сыра.
А мимо по опушке
Бежит лиса-проныра.

И пахла очень вкусно
Та сырная головка.
Вороне врать искусно
Взялась лиса-плутовка.

«Голубушка, поверь мне,
Не мучит меня голод.
Но как прекрасны перья,
И как хорош твой голос!»

Ворона ей ни слова.
Потом сказала хмуро:
«Читала я Крылова,
И вовсе я не дура».

Сыр выпал, а лисица
Его поймала ловко.
И, крикнув: «Ты тупица!»,
Умчалась с ним плутовка.

Так повторился случай.
И назову причину:
Как видно, не научит
И книга дурачину.

На вечере, посвященном 250-летию И.А. Крылова, зашел разговор о басне, одном из самых древнейших жанров литературы. В небольшом по размеру произведение удачно сочетаются лирика и драма, даже эпос проявляет себя в наиболее талантливых произведениях и тематических сборниках басен. Эзоп писал басни ещё в 6 веке до нашей эры, более 26 столетий назад. В России, полагают литературоведы, развитие жанра началось в 17 веке. Но это всего лишь одна точка зрения.

Само слово «басня», как и слово «песня», имеет глубокие корни. Общеславянское слово «баять» означало «говорить», а «п’ти» – петь, то есть издавать музыкальные, птичьи звуки. По аналогии с даяти, лияти, пияти, – давать, влиять, пить. В отличии от бытовой или производственной речи басня – это цельное произведение, в котором рассказывается история и содержится нравоучение, высмеиваются пороки людей. При этом вместо людей главными персонажами чаще всего выступают животные, вещи, растения. Басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме. Напевной «баяние» воспринималось еще и как «заклинание».

«Баю-баю-баюшки,
Не ложись на краюшке,
Придёт серенький волчок
Тебя схватит за бочок…»

Вот они, первые, знакомые с детства вечерние просьбы: «Говорю-говорю-приговариваю. Засыпай…». Но эти колыбельные еще не басни – в них нет нравоучения. Они проявятся в другом – в сказках, сказаниях, песнях Баяна, в тех стихотворных баснях, к которым мы привыкли. Зато простенький рассказ получил уничижительное название «байка».

В русской языке, в устном народном творчестве басни, прозаические и стихотворные, появились давно. Самая краткая форма – частушки, стали одной из любимых забав деревенских вечеринок и посиделок.

Библия, многие священные тексты, древние повествования наполнены иносказаниями. «Баять» на Руси стали издавна, но классическая русская басня свой отсчет ведет от Ивана Андреевича Крылова, который, восприняв традиции Эзопа, дал им новое дыхание.

Классическая басня становится произведением на все времена, актуальна в любой исторической эпохе.

– «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…», – процитировал председатель Санкт-Петербургского писательского отделения Борис Орлов строку из басни «Волк и Ягненок». – О чем здесь говорится? О сегодняшней политике США в Венесуэле! Ведь «у сильного всегда бессильный виноват».

Сегодня непростое время, события в стране и мире дают большую пищу для сатириков, для вдумчивых поэтов. Впрочем, даже изменения в мировоззрении людей, слом традиционного уклада жизни дает пищу для размышления. Рождаются такие строки:

Деловая леди

Пантера привыкла к достатку:
В ней ловкость, и хитрость, и хватка.
И трепет внушает, и страх —
На службе всех держит в руках.

Ей надо воспитывать дочку,
Охоту вести в одиночку —
Хозяйка Пантера опять
Старается всем управлять.

Но в кресле служебном и в доме,
Увы, одиноко на троне:
Пантеры-самцы не хотят
Быть в роли домашних котят.

Елена Осминкина (Республика Крым, г. Симферополь)

***

«Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза», воскликнул Козьма Прутков, многократно бывавший на литературных диспутах. Требуется канифоль и нашим баснописцам.

Конкурсная комиссия отметила: «не всеми авторами были учтены главные особенности вида стихотворчества, который был предложен поэтам для состязания. Басня – это небольшой рассказ, носящий сатирический характер. Её цель – высмеивание человеческих недостатков, пороков, негативных социальных явлений. Действующими лицами произведений такого жанра являются животные, растения, вещи.

Басенный жанр имеет присущие только ей признаки и особенности:

  • обязательное наличие морали;
  • аллегорическая форма повествования;
  • описываемая в произведении ситуация должна быть типической, а действующие персонажи и их характеры – узнаваемыми».

Учесть эти недостатки имеют возможность все участники конкурс, итоги которого подведены к 250-летию И.А. Крылова, ведь он является еще и первым этапом Международного фестиваля Козьмы Пруткова в Пустыньке.

Готовьтесь, баснописцы, нешуточные сатирики, серьезные поэты и легкомысленные юмористы, писатели и актеры, а также зрители и слушатели. «Пустынька» вас всех будет ждать.

Было бы интересно узнать ваше мнение: а не сделать ли басенный конкурс ежегодным? Адрес для писем в электронном виде все тот же: Ivan.Krilov.250@yandex.ru

Сергей ПОРОХОВ,
председатель Ленинградского областного отделения Союза писателей России