Засветились хорошие стихи

Заседание Поэтической мастерской 5 февраля 2019 года.

Сегодня Борис Краснов сиял, как включенная светодиодная лампочка, ярко, экономично, с мерцающей улыбкой! Практически все занятие было посвящено подборке стихов Арины Арсеньевой. Не зря наш учитель искал интересные темы для обсуждения, приглашал опытных поэтов на заседания, давал сложные домашние задания, предлагал для разбора толстые поэтические сборники, писал и зачитывал критические статьи! Не зря! Молчавшая с 2013 года в плане поэтического творчества Арина усвоила все уроки и написала хорошие неординарные стихи, разные по форме, стилистике и содержанию. Видимо, у Арины «вновь накопилось тишины на слово».

Критиковали мало! Мы, “шестаковцы”, всегда готовые до косточек разобрать любое стихотворное произведение, наконец-то больше хвалили, чем ругали! Владимир Никитин отметил, что Арина выросла. А вместе с личностным ростом пришло и поэтическое движение вглубь себя.

Мир оказался другим.
И я, оказалось, чего-нибудь стою.
Всего то и надо, прожить сорок зим
И вдруг познакомится с новой собою.

Оппонентами выступили Галина Ильина и Валерий Мингалеев. Валерий разделил подборку на две части: понятные ему стихи и непонятые им. Критика была точной, по существу, по-мужски сдержанной. Отмечал в основном смысловые неточности. Галина, наша труженица-корректор, с радостью отметила, что после редактирования графоманских текстов чтение стихов Арины было для нее праздником души. Мелкие ошибки замечать не хотелось. Тем не менее, Галина посоветовала исправить некоторые неудачные словосочетания.

В ходе обсуждения разгорелись филологические споры. Татьяне Егоровой не понравилось незаконченность фразы «погибель как альтернатива», сопоставление слов «помощник и судья». Галина Ильина стала защищать автора. Скрестили шпаги корректор и филолог, подключились и остальные. Что первично – словари или речь? Сочинять новые слова, хулиганить по-маяковски или быть предельно грамотным, писать предельно ясно, ставить правильные ударения? Рассуждения привели к пониманию того, что всё относительно, есть языковые тонкости, которые только украсят речь поэта. Но поэт должен искать самые нужные и точные слова.

Борис Краснов часто подбирает дополнительный материал по теме подборки, и обсуждения в мастерской становятся на порядок интересней. Одно из стихотворений Арины называлось «Зерно», и Борис зачитал стихотворение Владислава Ходасевича «Путем зерна». Было интересно сравнить, как эту тему раскрывают современные поэты и классики.

Арина Арсеньева: «Проходила сквозь дни как сквозь почву зерно, / Соки знаний чужих собирала в одно». – Владислав Ходасевич: «Так и душа моя идет путем зерна: / Сойдя во мрак, умрет – и оживет она».

В подборке были верлибры, и, обсудив слабые и сильные стороны этих стихов, Борис, естественно, привел примеры отличных верлибров… Геннадия Алексеева, чье чувство юмора потрясает. Из стихов Алексеева мы поняли, что поэтыничем не лучше кошек и голубей, что последняя надежда похожа на кусок жестяной трубы, и с ней очень сложно расстаться, и что влюбляться – это очень важное дело!

Интересно и незаметно пролетело занятие. Арина успела поблагодарить поэтов за критику и хвалебные речи. Два новых автора, пришедшие в первый раз, Нина Храмцова и Ирина Антропова, успели зачитать свои стихи, а вот домашнее задание по теме «Пейзажная лирика» «проверить» не успели. Перенесли на следующее заседание. Что ж, впереди две недели! Будем редактировать свою пейзажную лирику!