Тотьма и тьма басен

Заседание Поэтической мастерской 29 января 2019 года.

Занятие в Мастерской началось с отчета Галины Ильиной о том, как она с Людмилой Новиковой в начале января побывала в замечательном городе XII века с загадочным названием Тотьма (Вологодская область). По одной из легенд сам Петр I при посещении Тотьмы, сказал: «То не город – то тьма». И действительно, слушая рассказ Галины, мы поняли, что Тотьма – это тьма позитивных эмоций, природных красот и тьма необыкновенных людей, там живущих когда-то и ныне. Русские цари были частыми гостями Тотьмы. Николай Михайлович Рубцов жил и учился в местном техникуме, и теперь здесь проходят Рубцовские дни. Шестаков Ю.М. приезжал со своей литературной экспедицией в 2007, и этот факт был зафиксирован в местной газете «Тотемские вести». Федор Конюхов любит приезжать в город Тотьму. И, конечно, главной связующей нитью между гранитным непреступным Санкт-Петербургом и уютной белоснежной Тотьмой является Людмила Новикова, наша замечательная поэтесса, так сказать, сталкер и курьер в вологодскую глубинку с самоварами, русскими печками и местными жителями, которые то на лыжах катаются семьями, то в библиотеку ходят на встречу с питерскими поэтессами. Эх, красота! Нам всем захотелось в Тотьму.

От темы малой родины мы перешли к обсуждению задачи, поставленной Б. Орловым, написать патриотические стихи. Борис Краснов поделился своими рассуждениями о том, как непросто раскрыть эту тему на высоком художественном уровне. В разные исторические отрезки времени эта серьезная поэтическая тема звучала по-разному. К примеру, патриотические стихи Лермонтова и Маяковского. Разные задачи, разные смыслы. Мы решили обсудить эту тему более детально на будущих занятиях.

Затем Борис Краснов предложил уделить десять минут внимания и выслушать его статью «Кинематография» в пейзажной лирике». Статья оказалось прелюбопытнейшей. Чтобы написать такую статью, нужно быть хорошим поэтическим наблюдателем и мыслителем. Подтолкнула Бориса Краснова на написание этой статьи книга М.Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной». Рассуждая о том, как плоскую картину пейзажа наполнить жизнью и движением Борис предлагает кинематографический способ, который характеризуется прежде всего сменой планов. Можно смотреть на пейзаж в целом – общий план, выхватывать какие-то его части – средний план, и даже детали – крупный план. Чередуя планы, зачастую интуитивно, поэты создают объём в пейзажной картине – из двухмерной она становится трехмерной.

Здесь, на окраине, над лугом (общий план)
Был дом, украшенный резьбой. (средний план)
И был рассыпан черный уголь (крупный план)
Под водосточною трубой.
(Анатолий Жигулин).

Не буду раскрывать все поэтические находки, которые Борис Краснов описал в своей статье и предложил собратьям по мастерской воспользоваться ими технически, как инструментом в процессе написания новых стихов. Лучше статью прочитать лично, и не один раз! А еще лучше, используя данные способы, написать замечательные пейзажные стихи. Эта статья не только освещает интересные моменты стихосложения, но и… вдохновляет на творчество!

После перерыва перешли к обсуждению домашнего задания по теме «Басня». Б. Краснов зачитал басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и произвел разбор басни. Образы, аллитерации, афоризмы. В баснях должны быть афоризмы! «Спой, светик, не стыдись». Писать басни так, чтобы крылатые выражения творил не только баснописец Крылов, но и поэты нашей мастерской! Были зачитаны и другие басни. «Парнас» Крылова наполнил мутными ассоциациями и намеками головы присутствующих поэтов. Многие басни Павла Храмова, простого советского слесаря, заканчивались трагически. Названия говорили сами за себя: «Паук и мухи», «Утюг и капроновая ткань». Как же без летального исхода? Прозвучало стихотворение Маяковского «О разнице вкусов», по сути, басня с прекрасными рифмами, забавными животными и моралью. Короткие басни Николая Ильина произвели приятное впечатление своим юмором, лаконичностью и актуальностью. «…Сыр платный даже в мышеловке!», «Ворую, значит, я живу!».

Многие поэты из нашей мастерской зачитали свои собственные басни. Наталья Апрельская дала предостерегающую басенную подсказку кролику в парике: «Не заиграйся, примеряя маску». Татьяна Егорова призывала: «не верьте никогда подлым хрякам!», рифмуя «свиноматки» и «взятки-гладки». Ирина Титаренко предлагала искать женихов «из своего проверенного круга». Людмила Новикова из Тотьмы, где люди человечней и ближе друг к другу, заслужила бурные аплодисменты своею басней о ремонте! Лиса купила хату за последние сто двадцать зайцев, а волк вместо помощи замучил ее советами по поводу того, как лучше и дешевле сделать ремонт. И вот концовка, мораль басни:

«Друг познается и в беде,
И в бытовом ремонте!».

Сергей Колобов закрыл тему прекрасным стихотворением об Эзопе и о двух, нет, о трех, бегемотах. Отличное получилось занятие. За хвост кота не тянули. Басни пели, не стыдились. Да так, что «от радости в зобу дыханье сперло»!