Метафорическое восприятие мира Еленой Бычковой

Поэтическая натура Елены Бычковой подбирает особые слова и краски, чтобы показать своё восприятие окружающего её мира и своё ассоциативное восприятие его многообразия:

С неба падает облако,
Золотится крыло.

 Её стихотворение «Облако» пример многосложного метафорического образа.

Настроение, выраженное в этом стихотворении, меня поразило перечнем увиденного поэтессой. Увидеть это можно было находясь в настроении какого-то отчаяния. Тут и «окаянные незабудки рекой», и «лодка с вёслами брошена», и «недобрая тины высохшей снасть»… А главное, кто-то тянул это облако с «золотистым крылом»! «волоком»! И поэтесса кричит:

Как бы мне вместе с облаком
Не пропасть, не пропасть!
 

И я готова закричать: « Как бы мне не пропасть, не пропасть!..» Женское восприятие окружающего нас мира и всплески обуреваемых чувств порой мужчинами не воспринимаются всерьёз: каприз, эмоциональный всплеск, фантазии, преувеличение, незнание жизни…

Да просто мы живём в разных мирах! Вы  (мужчины) из века в век воюете, а мы  из века в век рожаем… Вы и с нами воюете, а мы защищаемся и оберегаем свою любовь к вам! и наше дитя любви.

Пессимистическое настроение передано Еленой Бычковой мастерски и всё, что предшествовало концовке в стихотворении «Облако», умело вело к ней.

И как же я обрадовалась, прочитав «мою печаль уносит лето». Да, и смена настроений – одна из особенностей женской натуры.

И опять великолепно выстроенный поэтический рассказ о северном нашем лете:

В краю озёр, среди природы,
Где пашни, сопки и леса,
Где редкость – жаркая погода
И голубые небеса…

И в «этой строгости урочной» поэтесса чувствует себя «родной». 

И не удивительно, что так точно сказано увиденное в стихотворении «Снег на Пасху»: 

Забыты песни и поэмы,
Не оторвать от окон взгляд –
С небес высоких хризантемы,
Кружась за окнами, летят.
 

Метафоричность восприятия  мира поэтессой Еленой Бычковой очевидна:

Туча зацепилась за вершину,
Скрыла монастырь в седом дыму,
Зелень кипарисов и лощину,
Серую развесив бахрому.
 

Ах, как в Ялту захотелось!..

Пишущим стихи не надо объяснять, что ассоциации и метафора лежат в основе поэтического восприятия мира природы: «осенний листок/принимать, как сложившийся стих,/где в прожилках звучит:/понимаю, надеюсь, тоскую.»; «Зимы ресницы/ Из инея на ветках длинных»; «Клёны распушились, как птенцы, /Чтобы поскорее опериться»; «Выдохнула робкая трава/ жёлтенький, как солнце,/ одуванчик».

Неужели не захочется, проснувшись утром, улыбнуться, прочитав стихотворение «Улыбка», в котором «… влюблённая улыбка/Проникла в палевый рассвет», и  «…улыбка эта поцелуем/ Мне в уголки прокралась губ», « И на губах моих подарком/ Осталась мне на целый день». 

Поэтессе удаётся создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую её оценку той или иной жизненной ситуации или её душевного состояния. Это позволяет ей донести до других именно её неповторимый взгляд на мир. Может быть, читая стихи Елены Бычковой, мы сможем узнать о самих себе что-то новое и задумаемся о том, какое значение в нашей обыденной жизни имеет метафора и не только как атрибут художественного произведения.

Разве дошедшие до наших дней мудрые пословицы и поговорки не являются примером метафоричности взгляда наших предков на самые разные жизненные ситуации?

В небольшом сборнике (Бычкова Е.О. Крылатое облако. Стихи – СПб.: Гамма, 2017. – 50 с.) много стихов о цветах: «Медуницы», «Одуванчик», «Часы из одуванчиков», «Куст ромашки», «Лилия», «Цветёт незабудка».

Цветёт незабудка –
не просто цветок –
небесного утра
живой лепесток!
 

А в её стихотворении «Цветы и мысли»:  «Из мыслей новые цветы/Росли …»

Поэтесса Елена Бычкова признаётся:

Без правдивой горечи зеркал
Я себя девчонкой ощущаю.
 

Елена Олеговна, пусть из добрых Ваших мыслей растут новые поэтические цветы.

Надежда Перова,
член Союза писателей России