Совет молодых литераторов в школе

Утром 12 ноября нам с Екатериной Барбанягой предстояло выступить перед учащимися школы №200 Красносельского района по приглашению её сотрудников. Обычная школа, несколько классов подростков. Признаться, мне это показалось довольно странным экспериментом. Публика, посещающая поэтические мероприятия, обычно бывает подготовленной, да и приходит на них добровольно, а тут – вот вам дети, расскажите им о современной литературе. О чём с ними говорить? И главное, как? Не обладая ни педагогическим, ни ораторским даром, я надеялась на способности Екатерины в этих сферах и мысленно утешала себя тем, что, на худой конец, наша встреча послужит причиной для отмены каких-нибудь уроков и хотя бы этим порадует учеников.

Школа. Тишина за пять минут до звонка. Добродушная уборщица, запах столовой, мирно бубнящее радио на пульте охраны. Обычные дворовые школы не сильно изменились со времён 90-х, если не считать рамок металлоискателей на входах. Но дети, если верить разговорам педагогов и родителей, изменились. Мы с Катей принадлежим к последнему поколению динозавров, выросших без интернета.

Нас встретила завуч и проводила в актовый зал. Звонок на перемену – и дикие джунгли за дверью ожили. Топот, визг и глухие удары о стену снаружи вселяли надежду на то, что дети поколения гаджетов всё-таки не так уж сильно отличаются от нас. Нам настроили микрофоны, и в зал привели 10-й и 11-й классы.

Я начала говорить о том, что за организация Союз писателей России и что такое Совет молодых литераторов, о мероприятиях, конференциях, книгах, но как-то очень бестолково и официозно. Вот молодой человек в переднем ряду в очках и с модной чёлкой. Смотрит скептически. Вот две подружки в похожих свитерах. Крупный парень с тяжёлым рюкзаком очевидно скучает. Может, обед не успел доесть, а тут втирают про Союз писателей… Я решила, что стихи зайдут лучше. Они меня всегда выручали. Прочла внезапно вспомнившееся “Застань себя за кружкой чая…” Алексея Ахматова – одно из моих любимых у этого автора. Атмосфера несколько потеплела. Почитала то, что пришло на память из Игоря Лазунина и Романа Круглова и передала слово Екатерине.

Ей удалось найти верный тон практически сразу. Она рассказывала о себе и своей литературной учёбе, о том, как важно начинающему автору быть в среде и перенимать лучшее у мастеров, о лит. объединениях, разборах и критике. Катя читала свои стихи, раздавались аплодисменты.

Сменяя друг друга, досказывая друг за другом те или иные мысли, мы параллельно постарались представить и тех авторов, которые в силу занятости не смогли выступить в этот день с нами. Помимо своих читали стихи Артёма Горшенина, Екатерины Огарёвой, Екатерины Дедух, книги которых любой желающий мог полистать, чтобы затем приобрести в Лавке писателей.

Наиболее активные и, по-видимому, пишущие ребята задавали вопросы о том, куда идти начинающему автору и насколько сложно опубликовать своё произведение. За ответами и разговорами мы и заметить не успели, как отведённое нам время урока истекло. Встреча закончилась на куда более тёплой ноте, чем начиналась. Мне показалось, что даже публика на последних рядах отвлеклась от телефонов. Нас поблагодарили, и мы пошли по своим делам, а школьники – по своим.

Что порадовало. Во-первых, наличие интереса в целом и наличие активного интереса со стороны группы, которой близка тема. Во-вторых, вполне достойное поведение тех, кому тема не близка – люди не мешали друг другу слушать.

Думаю, что такие встречи, конечно же, нужны. Современная литература не должна быть для школьников параллельной вселенной, она должна делать шаг навстречу своим читателям – нынешним и будущим, оживать на их глазах.

Елена Иванова