Светотени метафоричности в поэзии Людмилы Гонтаревой

Мозаику метафоричности в поэзии Людмилы Гонтаревой надо рассматривать под теми углами освещения, когда не всегда «правильно» играют светотени. А это случается потому, что велико количество точек освещённости поэтического взгляда, поэтического мироощущения поэтессы, порой непредсказуемого. И это замечательно! Очевидность, предсказуемость неинтересны.

В её поэзии оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, свойства, сравнения, удивляет. И её метафора выражает не устоявшиеся почти очевидные сходства предметов, а увиденное под особыми углами освещения и поэтому – это часто не одно определяющее слово, а оборот речи или целое выражение:

* * *
птицы в небо зарёю подвешены
* * *
песня новым куплетом ранена
* * *
задыхается свет за окнами
* * *
…поостынет душа обожжённая,
намолчится по обе стороны
тишины, из столетий сотканной…

А «По ту сторону тишины» (так сборник стихов её назван) оказывается:

* * *
В барабане замешаны выстрелы. (!)

Достаточно сказать, что поэтесса Людмила Гонтарева живёт и пишет стихи
в г. КРАСНОДОНЕ. Она ещё и главный редактор литературно-художественного альманаха «Территория слова» (руководитель проекта Александр Сигида).

* * *
За стеной невидимый ворог
разводит костры прямо у подножий
гор и домов, окутанных в мрамор
недолгих столетий и вечных мгновений.

Стихи её порой по конструкции напоминают прозаический текст: «Свой угол в коробке города», «Я поднимаюсь по лестнице…», «Разморозь меня, Господи…»,
«Я знаю только музыку букв…», «В том месте, где рельсы расходятся в небесах…» Она не боится многословия и порой долго идёт к квинтэссенции повествуемого, но читая не сожалеешь, потому что на пути этом много афористично-метафоричных мыслей, например, в стихотворении «Когда замирает время»:

* * *
Посмотри: сжигают осень во дворах
словно прах. Чтобы развеять пеплом память.

* * *
А писем не стоит ждать: листовками листопада
кружится моя печаль, чтобы заполнить сцену.

* * *

Боже, раскрой над домом моим
синий зонт небосвода
и слёзы смахни с окон-глаз радуги полотенцем. (!)

Переносно-метафорические значения слов в поэзии Людмилы Гонтаревой обладают экспрессией. Но и стилистически нейтральные слова традиционного стиха способствуют созданию выразительности поэтической речи:

* * *
После взрыва – гулкое затишье,
крика своего уже не слышу.
Вспоминаю лето: вишни, вишни
и закат багровым соком вишни.

Пусть зима забьёт крест накрест ставни,
осень взглядом мой состав проводит.
Я уйду внезапно, но оставлю
для тебя записку на комоде.

Поэтесса живёт современностью и в лирические и трагические ноты её стихов вплетаются современные слова ставшие обиходными:

* * *
Цветной передник и занавески…
весёлый ситчик…погода в доме…
А я гадаю на СМС-ке,
как на ромашке в бескрайнем поле.
………………………………………
Но там «ВКонтакте» контакта нету –
есть беспросветность и бездорожье.
Там бродят призраки Интернета.
Будь осторожен! Будь осторожен!

В таких стихах обманчивая простота и безыскусность её музы в чём-то повторяет обманчивую простоту и безыскусность сложной человеческой жизни. И если вслушаться сердцем, то эта простота возвышенна и драматична.
Кто бы мог подумать, что наивное прошлое так переплетётся с суровыми буднями сегодняшнего Донбасса:

* * *
Кто-то в ящик почтовый раньше
подбрасывал письма счастья:
перепиши сто раз – и ты ни к чему не причастен.

* * *
Добровольцем ухожу – смотрите –
в регулярные войска санчасти.
Занимай места в партере, зритель:
я спасаю раненное счастье.

Её вдохновляет несмотря ни на что разнообразие текущей жизни и скороговоркой (словно в бреду) в стихах отражаются и усиливаются освещённые вдохновением качественные оценки бытия: на первое место выступает предметно-изобразительный план повествования. Вчитайтесь в её светотени метафоричности отражённого мира:

* * *

Из непечатного… падали яблоки…
пахло соломой… трещали цикады…
…фон чёрно-белый…подобие радуги…
маршал в папахе, начало парада.
… осень, наверное… рыжее дерево…
серый асфальт… ожидание встречи…
тучи свинцовы… дыхание севера…
………………………………………..

Этот речитатив восхитил меня. И перечитала его я несколько раз. Поэтическое восприятие мира так разнообразно! И в этом мире каждый найдёт своё в нём видение. И обрадуется совпадению его восприятия с восприятием поэта. Нередко и поэт читая стихи собрата восклицает, восхитившись: «Почему эта мысль не прошла мне в голову!..»

А стихотворение «Тёмно-синим боа незаметно…» из четырнадцати восьмистиший, словно поэма из Серебряного века, требует особого рассмотрения, как выставка одной картины. Дань символу и метафоре.

Любовная лирика Людмилы Гонтаревой сокровенна и возвышенна потому, что стихи ненадуманы и пишутся в момент переживания:

* * *

Знаю я, что любовь не является
признаком счастья –
это может быть свет
или светом сметающий скорый.

* * *

О, как опасен этот сплав внепоколений!
Так не бывает, чтоб согреть, укрыть, остаться…
И, видно, мне в аду гореть средь снов и стансов.
Зачем вломился ты в апрель, меня жалея?!
Ведь с каждым вздохом
всё больней, больней, больнее…

Стихи Людмилы Гонтаревой несут в себе богатые возможности самовыражения и саморазвития. Перед нами, вынесенная на суд читателя, книга исканий, волнений и труда писателя. Подлинный писатель, поэт в любые годы стоит как бы в начале нового этапа своей жизни и творчества. И я искренне желаю ей успехов на этом пути.

С Людмилой Геннадьевной Гонтаревой я познакомилась три года назад в нашем Доме писателя и вот вновь встретилась с ней на XIII Санкт-Петербургском Международном книжном салоне. При расставании Людмила Гунтарева подарила мне свой сборник стихов: Гонтарева Людмила. По ту сторону тишины:Сборник стихотворений. – СПб: «Ъ», – 100 c.

Завершить свой отклик я хочу цитированием стихотворения Людмилы Геннадьевны Гонтаревой, поэтессы из сражающегося за независимость Донбасса, которое и в сборнике представлено последним:

МОЛИТВА

Услышь нас, Господи, мы – живы,
пошли на землю свой конвой
гуманитарный. Тянет жилы
сирены вой и ветра вой…

Поверь нам, Господи, мы – люди.
В братоубийственной войне
за всех солдат молиться будем,
на той и этой стороне.

…………………………………

Напряжённая работа души требует тишины и той особой сосредоточенности, когда поэт остаётся с миром один на один. Мирной жизни Донбассу и женского счастья поэтессе Людмиле Гонтаревой.

Надежда Перова,
член Союза писателей России