Встреча «образов вдохновения» или мои впечатления от творческого вечера Владимира Морозова

Я очень давно не ходила в клуб «Приневье», который много лет ведёт Владимир Ильич Морозов, член Союза писателей России, автор сорока восьми сборников стихотворений и книг прозы. Но на презентацию его нового творческого труда с загадочным, но притягательным названием «Образы вдохновения», решила-таки прийти. А вдруг?..

К тому же не хотелось, чтоб мой «образ» стёрся из памяти мэтра окончательно. Было ещё некоторое чувство околопоэтического долга: дата мероприятия, 31 мая, почти совпала с датой Дня рождения Владимира Ильича, 30 мая.

В 26 комнате около 18 часов народу было немного. Я так и думала, что аншлага не будет.

Однако ошиблась. В течение получаса слушателей собралось около сорока человек: свободных мест практически не было.

Разумеется, превалировала женская аудитория. «Образы вдохновения, – подумалось мне, – вот же они! Прошлые, настоящие и будущие»… Правда, членов Союза среди пришедших было немного, что сильно удивляло.

За столом, в окружении новых книг собственного сочинения, с одной стороны, и полученных ко Дню рождения подарков, с другой, сидел сам Владимир Морозов. Посвежевший, аккуратный, в позитивном расположении духа.

И – понеслось…

Первое слово было дано Борису Александровичу Орлову, Председателю правления Союза писателей России. Он искренне поздравил поэта с Днём рождения, с выходом новой книги, а также отметил его активность в издании и продвижении сборников стихов других поэтов.

Владимир Морозов скромно заметил, что через два года грядёт его юбилей… как поэта – пятидесятилетие творческой деятельности. Борис Орлов поздравил его и с этой грядущей датой! Да, это заслуживает уважения, ибо авторов с таким творческим стажем в Союзе писателей немного, тем более активно пишущих и издающихся, как заметил Борис Александрович.

Дальше процесс презентации пошёл своим ходом. В.И.Морозов озвучивал некоторые стихи из новой книги избранной лирики «Образы вдохновения».

Периодически чтение прерывалось на музыкальные и стихотворные «вкрапления» в исполнении некоторых пришедших гостей и друзей. Бесподобная Людмила Гарни спела две замечательные песни на слова поэта. Виолетта Гриневич исполнила также песни на слова Владимира Ильича под собственный аккомпанемент на пианино. Маргарита Токажевская прочитала акростих, в котором, разумеется, началом строк послужили буквы полного имени виновника торжества.

Своеобразную юмористическую «лепту» с обильными предваряющими оговорками, что, мол, всё по-доброму и всё исключительно по-дружески, внесла Наталия Пономаренко, зачитав подслушанные ею за прошедший год «перлы» Владимира Морозова.

 «Всё зависит от всего».

«Нашёл на кухне остатки чая. Пить невозможно – приторный. Наверное, мой».

«Я переживаю, но равнодушно».

«Мне делали МРТ головного мозга и ничего не нашли».

«Я классик в узком кругу».

Иногда было действительно смешно…

«Образы вдохновения! – витало в воздухе. – Они такие разные…»

Тем не менее, время шло. Количество подарков на столе рядом с В.И.Морозовым росло, а количество его книг уменьшалось – приятно, чёрт побери!

Мероприятие подходило к своему застольному финалу.

Это – лишь краткое, даже неполное, описание творческого вечера поэта. Я не ставила целью перечислять всё и всех в деталях и в лицах. Хочу только передать ощущение, оставшееся после.

Да, в некотором роде стихи в книге «Образы вдохновения» – открытие для меня. Подчёркиваю – лично для меня. Я не претендую на объективность: возможно, некоторые отрыли для себя сильные стороны любовной лирики Морозова давно…

***
Овалы женских лиц
В их вечной череде
Среди моих страниц
Мелькают кое-где.
Сквозь гибельность времён
Пытаюсь углядеть
Созвучие имён,
Вплетённых в круговерть.
Мгновенья пережить,
Забытые на миг,
Чтоб их боготворить
Вновь на страницах книг.

«Образы вдохновения» у поэта повсюду! Многие – придуманные, фантазийные, эфемерные, едва уловимые, но в результате стихи получаются очень предметными, живыми, даже адресными.

«Все стихи – от любви!..» – так называется первая часть сборника и так же названа предваряющая книгу статья, написанная Татьяной Титовой…

Вот же они – образы вдохновения! Они возникают с первой страницы книги. Музы поэта – соратницы, помощницы и вдохновительницы, источники радости и печали, причины горьких и светлых воспоминаний, находки и потери автора.

Серебряные светы

Иные Вам кумиры и поэты
Слагают гимны. Пусть они в чести…
А над Невой серебряные светы
Сегодня за минуту до шести.

Уходит леска за свинцовой чушкой,
Наживкою играя в глубине.
Я был для Вас придуманной игрушкой,
Но так ли это важно нынче мне?

Ведь я иду дорогой без возврата…
Почувствовал, что леска под рукой
Рванулась – да плотвичка мелковата…
Зато рассвет серебряный какой!

Печально признавать свои потери,
Но рыбку отпускаю – пусть живёт,
Я, может быть, хоть так в добро поверю,
Иным рассветам начиная счёт.

Конечно, печаль. Куда же поэту Владимиру Морозову без неё. Но это живая очеловеченная печаль, от расставания, разлуки, ушедших чувств, исчезающих образов. И хочется ему верить. Но мы-то знаем: лирический герой не всегда есть автор, да и объект любовных переживаний – тоже не всегда реален и осязаем. Впрочем, как и чувства автора, переданные в лирических строфах. Но, даже помня об этом, как ни странно, нет отторжения, нет безразличия, скорее, строки вызывают сопереживание, сочувствие и другие сильные эмоции.

***
А ведь любовь могла быть сказкой,
И сном – печаль…
Но по-иному
Решила осень –
Жёлтой краской
Нарисовав дорогу к дому.
И бесполезные желанья
Остались чем-то несказанным
В незримых далях подсознанья,
Где каждый миг бывает главным.
И всё несбывшееся – рядом,
Коснись – и в строчке отзовётся,
Где время тихим листопадом
Роняет дни на дно колодца –
Колодца памяти,
Где стали
Восторги наши и приветы
Тем светом, что горел вначале,
Которым были мы согреты.

Удивительно, что именно стихи, посвященные женщинам, пусть отчасти «досочинённым», живущим в воображении поэта, порой далёком от реальности, и стали открытием для меня. Умение из живого объекта создавать образ и словесно лепить поэтическую эмоциональную реальность – это, наверное, главная черта В.И.Морозова, как лирического поэта.

Я привыкла читать скучные и однообразные строки-воспоминания о деревне, о детстве, о бесконечных мучительных, но неясных терзаниях, печалях и тоске, собственно, одно и то же… Но сегодня вдруг явственно ощутила, что не так всё бесцветно и однообразно. Ведь может Владимир Ильич!

***
Приснись мне прежней хоть на миг,
Чтоб в этом долгом лёгком сне
Я оборвал бы черновик
И не искал себя в вине,
И улыбнулся б, так, без слёз.
И мимоходом, не скорбя,
Подумал о судьбе всерьёз.
Хотя ты всё ещё моя.

Но меня не покидает ощущение удивления. Ведь всё это было написано В.И.Морозовым за долгие годы творчества. Это не совсем новые стихотворения, хотя есть и такие. Как же все они были мной незамечены?

Ответ прост.

Стихи любовной тематики попали в тень, затерялись, растворились среди сонма иных тем и поэтических опусов, которых ощутимый переизбыток и которые просто заслонили собой хорошую любовную лирику.

В новой книге «Образы вдохновения» любовная лирика стала концентрированной. И поэтому книга мне близка и интересна. И, конечно, сам автор – поэт – предстал в несколько ином ракурсе. Поэтому хочется ему пожелать не уходить в дебри однообразия второстепенных тем. Ведь «все стихи – от любви!». Да здравствуют образы вдохновения!

Фотографии предоставлены Мариной Навроцкой, за что ей огромное спасибо!

Поэт, член Союза писателей России, член бюро Секции поэзии, автор 6 книг, участник Поэтической мастерской им.Ю.Шестакова и литературной студии «Меловая черта».