Встреча «Молодого Петербурга» 25-го мая 

На литературном вечере 25-го мая, приуроченном к празднованию 315-летия города, участники и гости «Молодого Петербурга» познакомились сразу с пятью новыми авторами. Я согласна с Романом Кругловым, отметившим, что ни один из читавших не оставил аудиторию равнодушной. Вот несколько слов о каждом из этих авторов.

Станислав Жунко в своих стихах опирается на ассоциативность – как на уровне лексики, так и на уровне фонетики. По его словам, общий смысл текста не всегда является для него главным – он скорее тяготеет к набрасыванию фонетически или семантически связанных друг с другом слов, которые должны сложиться в цепочку ассоциаций и вызвать определенный эмоциональный отклик. Однако и полностью отказаться от задачи передать внятный смысл Станислав вроде бы не готов. Присутствующие отмечали, что стихи интересны, но требуется четче проработать их структуру, точнее подобрать слова, где-то убрать избыточное (например, каблук и сапог рядом, стоящие отдельно и никак не помогающие друг другу). Автору предстоит определиться и с рифмой – решить, нужна она ему или нет, поскольку сейчас она у него появляется эпизодически и вызывает ощущение случайности.

Прочла свои стихи и Наталья Тагорина, с которой я знакома по февральской конференции молодых литераторов, прошедшей в Москве. У Натальи, на мой взгляд, хорошо проработанные, взрослые тексты. Они светлы, спокойны и способны умиротворять, даже если речь в них идет о болезненном чувстве. Но есть в них и ощущение предела – как в некоей нирване, в которой уже некуда стремиться. Некоторые из участников (и я в том числе) отметили, что после прочтения таких стихов хочется чего-то… земного, что ли. Возможно, элементы предметного мира, окружающей обстановки создали бы нужный эффект. А, может быть, это просто заявляет о себе потребность слушателей сильнее почувствовать автора. По выражению Максима Грановского, не хватает «драмы». Действительно, самое сильное впечатление из прочтенного произвело именно то стихотворение, где автор вышел из созерцания и приоткрыл слушателю себя.

Продолжили вечер молодые авторы, участники и победители Большого городского поэтического фестиваля в лофт-проекте «Этажи». Инесса Талимончук прочла стихотворение, где обыгрывались гоголевские персонажи: Оксана, Вакула, черт. Задумка интересная, хотя стоящая за ней тема отношений России и Украины, позже озвученная автором, не прочитывалась – может быть, и к лучшему. По моему мнению, метафора с синими глазами, в которых колосятся желтые поля, хороша и так, без всяких политических подтекстов. Другое прочитанное Инессой стихотворение показалось слушателям гораздо более сделанным, понравилась метафора с чулком улицы – возможно, стоило бы дальше развить в тексте тему Пеппи Длинныйчулок, цитату о которой Инесса сделала эпиграфом. Оба стихотворения довольно длинны, и многие из присутствующих высказали мнение, что если их сократить, они станут еще ярче, энергичнее.

Влад Сабанеев (родом из Ростовской области) представил несколько стихов из своей книги. Ощущается, что Влад имеет опыт работы с текстом. Технические замечания большей частью относились к рифмам, которые иногда были чересчур просты, хотя встречались и интересные («Слова, тяжелые, как скалы,/ Слова, которые искал, и…»). Вот чего не всегда хватает в стихах, так это индивидуальных авторских образов, которые конкретизировали бы общечеловеческие темы, раскрываемые в стихах. Наполнение их личностным, особенным содержанием, я надеюсь, станет следующим этапом в творчестве автора.

Стихи Маргариты Кожекиной на слух воспринимались сложно, что естественно, поскольку Маргарита делает ставку на фонетику. Экспериментов со звукорядом в текстах хватает – переносы слов с одной строки на другую, повторение слов и их частей до полного ухода от смысла. Маргарита как будто пытается препарировать слово, разложить его на молекулы и из них заново создать язык своих стихов. Как эксперимент это вполне имеет право на существование, но стихи от этого не обязательно выигрывают. Последнее прочтенное Маргаритой стихотворение содержало меньше нарочитой игры со звуком, а прозвучало и внятнее, и глубже. Здесь автору тоже необходимо сделать выбор – либо в пользу опытов с фонетикой и морфологией (но тогда потребуется отточить используемый метод, чтобы он работал на все произведение), либо в пользу смысла. Причем последнее совершенно не подразумевает отказа от работы со звукорядом или структурой слова – просто эти приемы станут не целью, а средством.

В завершение вечера руководитель «Молодого Петербурга» Алексей Ахматов пригласил всех авторов участвовать в будущих встречах литературного объединения, и мы надеемся, что они воспользуются этим приглашением.

Влада Баронец