«А жизнь, как смятый стих, заброшенный в огонь…»

(О творчестве поэта Виктора Максимова)

23 апреля 2018 года под руководством Бориса Орлова, председателя Санкт-Петербургского отделения СП России, в Доме писателя (на ул. Звенигородской, д. 22) прошёл очередной семинар «Метафора», посвящённый памяти известного российского писателя Виктора Григорьевича Максимова (1942-2005) — незаурядно талантливого поэта, прозаика, переводчика. Приглашённый на семинар поэт Валентин Голубев, рассказал о нем с чувством восторга: «Это было время бурного роста талантов. Виктор Максимов приехал из Москвы и сразу грандиозно заявил о себе». Они дружили втроём: Максимов, Светлана Молева и Голубев. В кругу общения Виктора Максимова были известные поэты: Михаил Дудин, А. Пикач, Дмитрий Молдавский, поэт О.Шестинский. Они высоко ценили творчество Максимова, много писали о нем.

Борис Орлов рассказал о своём знакомстве с Виктором Максимовым — они впервые встретились в 1977 году в Доме писателя, общались на 16 конференции молодых писателей в 1980 году, неоднократно встречались на разных литературных встречах. Виктор Максимов отличался гениальной одарённостью и высокой трудоспособностью. Как отмечает А.Пикач, «выстраданность мирного неба над головой» является «главным ощущением в стихах Максимова». Чувство патриотизма, сопричастность к истории Отечества у Виктора Максимова воспитаны с детства.

Он родился 20 октября 1942 г. в городе Иваново в семье кадрового военного, мать была медицинским работником. В 1959 году окончил школу. Первая профессия — слесарь. В 1961-63 служил в Группе советских войск в Германии. В 1964 поступил на философский факультет ЛГУ, окончил в 1968 году. С 1967 стал профессиональным писателем. Публиковался во многих изданиях, в журнале «Молодая гвардия», «Аврора», «Звезда», «Нева», «Москва» и др.

Участник Всесоюзных и Международных конкурсов, лауреат премий Ленинградского комсомола (1972), журнала «Нева» (1989). Член союза писателей СССР, а затем России с 1970 года. Руководил старшей группой поэтов в поэтическом кружке «Дерзание». Первая публикация — в газете «Ленинские искры» (1957 г., 14 марта).

В 1966 вышел первый сборник стихотворений «Открытие», высоко оцененный О.Шестинским, отмечавшим, что Древняя Русь, о которой пишет Максимов в этой книге, для поэта «не экзотика, не материал, где мог бы он щегольнуть своими познаниями. В цикле «Степные гулы» — начало трагедии русской земли. Цикл впечатляет. Поэт умело сочетает свое личное эмоциональное отношение к событиям, эпичность в раскрытии драмы народа и подробности такие, словно он сам был очевидец»; «Для него Россия — это необъятная земля, которая формирует его характер патриота, гражданина» Своеобразные, нетрадиционные метафоры и сравнения, используемые Максимовым подчеркивают философскую глубину борьбы русичей за свою свободу:

Рассвет

………………………………….
Дымился рассвет у донской переправы.
Был долог предутренний час на Руси.
И сгорбило за ночь усталые травы
Татаро-монгольское иго росы.
И встал я.
И медлить нельзя было боле.
Я вышел
И травам ударил челом,
И тронул рукой Куликовское поле,
И медное солнце одел как шелом.

В 1970 году вышла вторая книга стихов «Встреча». Обращение к историческим реалиям, к русскому фольклору с его многообразием жанров, богатым образным строем и самобытным языком становится неотъемлемой чертой поэзии Максимова. Вышедшую в 1982 книгу «Это было на Почай-реке» О. Шестинский назвал «русским богатырским эпосом», отметив, что Максимов, которому всегда было свойственно необыкновенное чувство слова, «в сказании таком народно-сказочном, песенном, «развернулся на воле», красочно живописуя и в то же время, соблюдая художнический такт». Поэт не просто любуется народным словом, а использует его, чтобы «творчески запечатлеть истоки русского национального характера». Виктор Максимов — исконно русский поэт, в его стихах сквозит боль русской души:

Русская водка умных не любит,
Трезвых не любит русская жизнь.

В середине 1980-х вышло сразу нескольких сборников Максимова, свидетельствуя о важном этапе его поэтической деятельности. Новые стихи Максимов собрал в книгах «Доля» (1984), «Полустанки высоты» (1984), «Соколиная забава» (1986). Стихи разных лет объединились в книге «Кипрей при дороге» (1985), отразившей важнейшие вехи духовных исканий поэта. В книге 5 разделов:

1. «Созвездие Весов» (воспоминания о детстве, совпавшем с военным временем);
2. «Рубеж» (стихи о собственной службе в армии);
3. «Жители Земли» (о судьбах тех, кто пережил блокаду);
4. «Степные гулы» (стихи о битвах на Калке и на поле Куликовом, устанавливающие взаимосвязь далекого и близкого, — исторический отзвук человеческой судьбы);
5. «И в каждой птахе было чудо» (воспевание любви и красоты окружающего мира, которое стало возможным только после осознания его драматизма).

Люблю
……………….
Люблю под покрова
родную слушать тьму…
Люблю, когда слова
и лица ни к чему,
когда твой гений тих,
как на иконе конь,
а жизнь, как смятый стих,
заброшенный в огонь…
А за спиною век,
И над лежанкой Бог…
И ночь, где только снег
да чей-то тихий вздох.

В творческом наследии Виктор Максимов оставил переводы стихов польских поэтов. Он занимался активной литературной деятельностью, продолжая писать и издавать новые книги разных жанров:

«Не рождены мы на обиду!» — баллады о воинах русских — для мл. шк. возраста. Л., 1986;
«Соколиная забава» — стихотворения. Л., 1986;
«Тавро» — стихи и поэмы. Л., 1989;
«Туры мои златорогие» — пересказы русских народных баллад. Л., 1989;
«Охапка степной травы» — стихи. М., 1990;
«Бурундучок Тимошка» — рассказы для детей. М., 1993;
«Без тринадцати 13, или тоска по Тюхину» — химериада в двух романах. СПб., 1995;
«Цветок среди зимы» — проза. М., 1995;
«Пойди туда — не знаю куда» — романтический апокриф. СПб., 1998;
«Русские баллады» — стихи. СПб., 2000.

В 1990-е Максимов начал писать прозаические произведения. В 1998 вышла новая книга Максимова «Пойди туда — не знаю куда», представляющая собой спроецированный на современность сказочный сюжет поисков Василисы Прекрасной.

Виктор Максимов умер в Санкт-Петербурге в апреле 2005 года в возрасте 62 лет, оставив нам объёмное, замечательное творческое наследие, очень востребованное в наши дни.

В.Максимов был автором многих известных песенных текстов, музыку к которым писали С.Пожлаков («Величальная»), В.Поляков («Глоток хорошего вина»), В.Плешак и др.

Особой популярностью в 1980-е пользовалась баллада «Два брата», написанная на стихи В.Максимова композитором В.Гаврилиным и исполненная Э. Хилем,— песня о братской любви и человеческой жертвенности («Скажет старший брат: „Ступай домой!“ / Младший хоть бы что: „Пожалуйста!“»).

На семинаре присутствовали поэты: Борис Орлов, Валентин Голубев, Анна Ефанова, Ольга Мальцева, Татьяна Никольская, Ирина Котченкова, Ирина Жаркова, Наталья Авдеенко, Игорь Константинов, Владимир Митюк.