Ох, уж эти «детки»…

3 апреля 2018 года на улице было холодно. Начало апреля – как продолжение зимы…Тем не менее, поэты – народ хотя и ранимый, но крепкий – не испугались очередного «зимне-весеннего» вечера и пришли на занятия в поэтическую мастерскую им.Ю.Шестакова по расписанию.

Более того, помимо основного «состава» на этот раз пришли совсем редкие гости – два молодых человека. Один, Александр Славников, некоторое время назад уже был в гостях, и оставил свою подборку стихов Б.Н.Краснову для ознакомления. Второй олицетворял группу поддержки.

Но началось занятие не с этой подборки, а с рассказа о недавней молодежной конференции литераторов Северо-Запада, которая проходила 24-25 марта в Союзе писателей России, Санкт-Петербургском отделении.

Борис Краснов и Наталья Апрельская, как непосредственные участники проведения поэтических семинаров, рассказали вкратце о своих впечатлениях.

На каждом из трёх поэтических семинаров присутствовало 12-15 человек –молодых поэтов. Некоторые приходили из любопытства или просто узнать мнение профессионалов и коллег о своём творчестве, послушать других молодых авторов, высказать мнение об услышанном. Конечно, были обиды на не оценённые по достоинству стихи. По большому счёту, обиды были субъективны. Вообще, амбициозность свойственна большинству молодых авторов. И что типично: чаще всего она основана на высокой оценке их творчества в кругу друзей.

Тем не менее, талантливой молодёжи у нас хватает. Эрудированной и начитанной – тоже достаточно. И это – хороший признак и перспектива. На каждом семинаре были молодые авторы, которых рекомендовали по выходу книги к вступлению в Союз.

Другое дело, что в той или иной степени есть недоработки в стихах, которые желательно исправлять. Возможно, они не так ощутимы на слух, но при чтении глазами очень заметны.

Удручает порой, что молодые авторы, считают себя поэтами с большой буквы, пишущими в уникальной, только им присущей манере. Обычно такую манеру условно можно определить, как словесный абстракционизм или поэтический сюр. Такие стихи идут «на ура» в поэтических тусовках, где поэт может помочь своему опусу интонационно, жестами, музыкой и всеми возможными способами еще. И где нет построчного анализа текста, поскольку нет и такой цели. Цель одна – выступить и понравиться всем. Если не понравиться, то хотя бы эпатировать, и запомниться этим.

Закончив рассказ о конференции, перешли к домашнему заданию. Его сделали практически все пришедшие, за исключением тех, то не знал или неверно понял суть заданного. Переложение какого-либо стихотворения классика в размере 4-х-стопного ямба в 3-х-стопный анапест – это, не что иное, как просто упражнение. Тем не менее, оно стимулирует некоторых мало пишущих поэтов к творчеству, да и просто интересно попробовать и посмотреть, что получится в результате.

А вот во второй части занятий мастерской и перешли к подборке Александра Славникова. Автор прочитал не все принесённые стихи, но уровень и стиль были видны сразу. В процессе чтения у всех возникал только один вопрос: о чём стихи?

В дальнейшем молодой человек поразил всех ещё непомерно высокой самооценкой и желанием настоять на своём любыми способами, даже прибегнув к помощи того самого друга, который, сидел рядом, и совместил по ходу дела в себе функции не только защитника, но и переводчика с русского на русский язык.

Странная ситуация: человек приходит в поэтическую мастерскую. Это подразумевает критическую оценку его творчества и дальнейшую работу над стихами. Почему же такая странная реакция? Почему же постоянные участники мастерской, среди которых есть члены Союза писателей России, всегда спокойно прислушиваются к мнению и руководителя, и других коллег-поэтов?

Желание писать некие рифмованные строки – ещё не признак того, что написанное является поэзией. Если слушатели не понимают суть написанного, чья в этом вина? Либо все присутствующие не доросли до поэтического мировосприятия автора (что маловероятно), либо всё-таки здесь проблема в самом авторе?..

Если же поэт пишет исключительно для себя, для снятия собственного стресса и выплеска негатива (что в подборке Александра очень просматривалось), что вполне допустимо, но ведь себя можно выразить не только потоком не связанных друг с другом понятий, смутных образов, притянутых сравнений.

Эпатаж? Да, это тот самый довольно типичный для нынешней пишущей молодёжи стиль. Чтобы было громко, жёстко, агрессивно, резко, яростно и кроваво. Тогда тебя оценят сверстники и вознесут на пьедестал… Только какой? Уж точно не на Парнас…

Закончились занятия мастерской. Но еще долго не утихали разговоры на тему молодёжной «поэзии».

Что обидно – молодые поэты редко хотят прислушиваться к авторам постарше и поопытней, редко стремятся работать над стихами, редко хотят учиться каким-то азам стихосложения, пренебрегают постулатами поэтического искусства, разрушая их, а заодно и всё вокруг себя. Но, как показывает история искусства, классика никогда не обесценивается и не устаревает. Если автор научился излагать свои мысли в хорошей классической форме, он может себе позволить попытаться проявить себя и в иных стилях и направлениях. Но прикрываться якобы «новомодными течениями», оправдываться фразами «Я так вижу» или «Почему так нельзя? А я хочу так!», не владея азами поэтического творчества, недопустимо.

Поэт, член Союза писателей России, член бюро Секции поэзии, автор 6 книг, участник Поэтической мастерской им.Ю.Шестакова и литературной студии «Меловая черта».